Как елку не крути...
Жители Волыни — о символе праздника, потере родных и о том, есть ли нам кого любитьИрина ЗЕНЦ, журналист издания «Район. Рожище»:
— «Посиди еще немного», — так всегда просила бабушка, а я летела, так как вечно ждали какие-то дела, работа, дети... Она печальными глазами провожала, потому что знала, не скоро опять приеду. 12 декабря время остановилось... Остановилось все. Почему-то защемило сердце. Спешно начала искать лекарства, а коллега говорит: «Крепись, твоя бабушка умерла...» Бабушка Вера прожила 84 тяжелых года. С детства натерпелась: переселение из Польши, и голод, и холод, и одни валенки на семью, чтобы идти в школу. А позже работа. Сколько своего здоровья бабушка Вера отдала, работая в колхозе. А затем сломя голову бежала домой, так как там было хозяйство, трое деток, огороды. И не было помощи, сама тянула на своих плечах всю работу. Дедушка часто работал посменно. А у него должен был быть везде порядок. Я в детстве даже верила, что его понимают все животные в хозяйстве. Поскольку его «Ах ти, скурвий сину...» — было как приговор. И мгновенно становилось все на свои места, и даже куры не пачкали во дворе. Он был, как теперь говорят, неординарным человеком с тяжелым характером, острые углы которого могла сгладить только бабушка Вера.
Она не была для кого-то особенной, не умела красиво говорить или писать, потому что закончила всего 3 класса, но для меня она была безгранично добрым человеком, который никогда не кривил душой. А еще, когда мама сердилась, и в ее руках оказывалась розга, главное, успеть заскочить в объятия к бабушке... А там весь мир останавливался — и точно уже ничего тебе не грозило. Я любила расчесывать ее волосы и мечтала, чтобы и у меня были вот такие же длинные и черные локоны. Она была красавицей. Вот только судьба выпала не наилучшая. Хотя она никогда не жаловалась. Никогда не говорила, что ее что-то болит. Не бегала по врачам. А ее чаи из трав лечили все. Она не заканчивала университетов, но на каждый вопрос знала ответ. Всегда была сильной. Казалось, ее ничего не сломает. А таки сломало... После смерти сына она заметно осунулась, у нее опустились руки, казалось, она не знала, как жить дальше. И даже ее мудрость не помогала. Как глоток свежего воздуха, стал для нее мой сын, а ее правнук Артур. Она могла часами сидеть возле колыбели и стеречь его сон.
Светлана СИДОРУК, помощник народного депутата Ирины Констанкевич (с. Карасин Камень-Каширского района):
— В детстве я все делила категорически: это — зло, а это — добро. Через более чем полвека стала понимать, что есть и серое, и рябенькое, а иногда цвет меняется от белого до черного... и наоборот. Хорошее в 2017 году: рождение еще одного внука, каждая минута общения с детьми (своими внуками и не только), празднование 80-го дня рождения мамы (наибольшее счастье, что она есть), первый раз в Карпатах, знакомство с новыми людьми и понимание того, сколько в этом мире прекрасных людей. Плохое: потеря знакомых, близких, которые отошли в Вечность, и ты понимаешь, что это навсегда, но должен жить, быть счастливым, потому что иначе жизнь теряет смысл. Те, кто любил нас на этой земле, хотят, чтобы мы жили в любви.
Принесло радость осознание того, что живешь не зря, — искренняя благодарность людей за то, что удалось тебе сделать. Угнетает большое количество людей, знакомых, которые уезжают из Украины на заработки, навсегда, слышишь слова разочарования во власти, в будущем — это делает тебя слабой, иногда опускаются руки. Главная беда, которая пришла в 2014-м и в 2017-м годах, в сто раз большая — война: больше смертей, могил, искалеченных душ, и это колесо тянет нас всех к гибели моральной. Даже в самые тяжелые минуты с нами есть Тот, кто любит и дает силы на жизнь, — Бог, молитва спасает. Вокруг нас есть те и то, что приносит радость, нам есть кого любить и ради кого жить. Добро всегда побеждает зло. В этой борьбе добра и зла каждый выбирает ежедневно, на чью сторону стать. Красота, радость, счастье в наименьшем, настоящем, родном, искреннем — и оно всегда рядом. Я верю в Украину и ее людей, очень надеюсь на хорошее будущее для своих и наших внуков. В 2018 году желаю всем мира и добра. Все остальное мы построим.
Наталия МУХА, редактор газеты «Нове життя» (пгт Любешев):
— Анализирую посты и комментарии в соцсетях о новогодних елках. Знаете, если честно, удивляюсь... Очень мало можно найти позитивных комментариев. Для одних она «совдеповская», для других — не пышная, еще кому-то дата не нравится открытия или стиль этого действа. Даже смешно от этого. Во-первых, как елку ни крути, а она останется елкой. И игрушки, гирлянды на нее как-то иначе повесить нельзя (ну, разве что кверху попробовать). Во-вторых, пусть она, возможно, и не такая симметричная, пышная. Но, убеждена — самое главное, что она не срублена, а растет на том же месте. И ее ежегодно украшают к празднику. В-третьих, а если даже 31 декабря открыть елку? Разве это плохо? Главное — не первого января... Самое важное то, что она будет! А это такая радость для детворы. Сегодня в который раз наблюдала, как малыши, идя из школы, останавливались и наблюдали за процессом украшения елки. Их глаза горели такой радостью! И знаете, пусть она не супер-пупер новая (как, скажем, около «Променя» в Луцке), но для меня она такая красива — настоящая! К тому же живая! Порадуемся по поводу этого, хотя бы в предвкушении праздника будем настроены оптимистично и положительно.
Выпуск газеты №:
№234-236, (2017)Section
Почта «Дня»