Как соотносятся с нашей независимостью события вокруг Десятинной церкви
Должно быть, следует обсудить события вокруг Десятинной церкви в двух одинаково важных аспектах: 1. Как это соотносится с нашей независимостью в связи с ее 20-й годовщиной. 2. Насколько мы готовы защищать собственную независимость на данном этапе нашего существования.
Вспомним несколько исторических фактов. Десятинная церковь — первая каменная церковь Киевской Руси, сооруженная древнерусскими и византийскими мастерами в 979—996 гг. в период княжения Владимира Великого, которого принято считать крестителем Руси (Украины). В дальнейшем, в 1686 г. Украинская православная церковь утрачивает свою автокефальность (независимость) вследствие «незаконной позорной процедуры, совершенной Москвой и Константинополем, когда Московская церковь купила у Царьградского патриарха Дионисия Украинскую церковь, ее права, ее независимость за 200 червонцев и 120 соболей. За это Дионисия со временем лишили сана. Однако черное дело было сделано». (Здесь и далее использованы цитаты из книги: К. Липківський «Тіні незабутих предків».)
В октябре 1921 г. в Киеве состоялся исторический Всеукраинский церковный собор, на котором вновь была провозглашена автокефалия (независимость) Украинской церкви от какой бы то ни было неукраинской церковной власти. Основными принципами были провозглашены: независимость, соборноправность, украинская ориентация. 23 октября 1921 г. в храме Святой Софии в Киеве на литургии в присутствии всех членов Собора и многих пришедших на событие верующих первым Архиепископом и Митрополитом Киевским и всей Украины был провозглашен протоиерей Василь Лыпкивский, великий украинец, своей подвижнической жизнью заплативший за независимость Украины. В октябре этого года будем отмечать 90-летие со дня знаменательного Собора.
В связи с этим хотелось бы напомнить влиятельным вершителям наших судеб: хранить память о героях, отдавших жизнь за независимость своего народа, — наша священная обязанность. В. Лыпкивский сказал по этому поводу: «Єдиний спосіб відновити в нашім народі силу до свого рідного вільного життя, любов до своєї отчизни України — це згадати, знати своїх предків, увійти з ними в духовне єднання, раз і назавжди твердо і ясно зрозуміти, чиї ми нащадки». Между тем в Киеве долгие годы затягивается решение вопроса о присвоении одной из киевских улиц имени святого отца Василя Лыпкивского. Очевидно, нам не хватает исторической памяти, благодарности и, в конечном счете, соответствующего уровня знаний: «все мы учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Это еще раз убеждает нас в том, как необходимы нашим детям настоящие и полноценные учебники по истории Украины. Как иначе узнают они, «чиї вони нащадки»?
Что касается оценки незаконных деяний духовенства УПЦ МП на территории Украинского национального музея истории, наш мессидж к ним предельно прост: «Уважаемые, будьте истинными христианами и поступайте так, как велит вам ваша же народная мудрость: «не в свои сани не садись» или же, возможно, заповедь, которая вам ближе: «не укради».
Намерения служителей добра и справедливости от Московского патриархата совершенно очевидны. Они и не скрывают своих планов. Тактика и стратегия — все те же (начиная от 1686 г.). Читаем свидетельство известного в 1920-е гг. публициста П. Мазюкевича о роли и значении Московского патриархата в Украине 90-летней давности на страницах газеты «Нова Рада»: «...Не може ж митрополит Київський, не порушуючи законів, виявити непослух патріархові Московському, коли на Київській метрополії стверджено його патріаршим благословенням, і страх перед тим, щоб не опинитися в лавах схизматиків, буде держати митрополита навіть і всеукраїнського в пазурах московського духовного централізму, а цей останній, з свого боку, ніколи не зречеться традиційної для росіян од Романова до Ульянова (Леніна) ідеї, аж надто нам відомої, славнозвісної «всеросійської єдності» (аналог «Русского мира»? — Н. С.), головним завданням якого завжди було і буде зробити кожного з нас як не югоросом, то принаймні байдужим до власної гідності гумористичним хохлом і фізично й духовно...». Комментарии, как говорится, излишни.
Что же мы противопоставляем современным завоевателям наших святынь? Насколько адекватны действия нашей общественности? К сожалению, говоря откровенно, позитива пока немного. Сон продолжается. Почему молчат в таких острых случаях наши академические институты, они все еще существуют или нет? Где их авторитетный голос? Где обращения к Президенту от имени многочисленных художественных коллективов, которые занимаются культурными проектами в стране? Пресловутая «моя хата скраю»? В конце концов, где личное мнение ученых, сущих в Украине? Неужели настолько все равно, что творится вокруг нас? Быть может, вас не приглашают на экраны ТВ. Пишите статьи в украинские газеты, которые не стесняются отстаивать украинские ценности. Они всем известны. Пишите больше книг. Неправда, что книг у нас не печатают вовсе. Достойная книга пройдет свой путь. Вспомним, в каких условиях и в какое время писал свои произведения Тарас Шевченко и как его мысли пробивали себе дорогу. Имея такие книги, как «Кобзарь», мы можем быть спокойными за нашу украинскую историю, ее переписать уже невозможно, как бы ин старались это сделать современные «немцы». Однако сегодняшнюю историю мы должны писать сами, своими поступками, своей волей. Это наш долг и перед Кобзарем, и перед будущими поколениями украинцев.
Пусть простят меня многочисленные отдельные авторы, известные своей гражданской позицией. Мы их знаем, поддерживаем и любим, однако я уверен, что суммарный потенциал таких людей среди нашего народа на самом деле гораздо больше. Давайте осознаем: сакраментальный вопрос «быть или не быть?» обращен ко всем нам.
Выпуск газеты №:
№150, (2011)Section
Почта «Дня»