Как внутренние органы показатели «добывали»
Случай заключенного Гуревича — показательный милицейский фарс советских времен
В советские времена роботу органов внутренних дел руководство МВД оценивало по цифровым показателям. (Вряд ли что-то существенно изменилось в этом вопросе и во времена независимости Украины). Меньше на территории района или области зарегистрировано преступлений — значит, улучшилась профилактическая работа, выше процент раскрытия уголовных проявлений — следовательно, лучше сработал уголовный блок. А раз так, то руководство райотдела или областного управления вместо выговора ожидало из Киева благодарность, а в мыслях сверлило дырку в кителе для медальки и на погонах для очередной «звездочки». Ради похвалы люди в милицейской форме шли даже на сознательную фальсификацию. Как ни странно, но нередко им в этом помогали осужденные за другие преступления, беря на себя чужие злодеяния.
Наиболее известным «добровольным помощником милиции» во времена СССР был Григорий Гуревич. О «деятельности» этого заключенного в Украине рассказала в фейлетонном детективе «Бубновый сыщик» газета «Правда» за 19 июня 1988 года. Тогда в первый и в последний раз во времена Советского Союза главное печатное издание страны разместило на своих страницах критический материал о работе кировоградской милиции. Мы нашли эту газету и другие архивные материалы аферы.
Заключенный Гуревич помог работникам милиции нескольких областей Украины снять с учета нераскрытые 268 (!) преступлений. Он взял на себя таинственное убийство профессора Д., убийство таксиста К., изнасилование несовершеннолетней Б. со смертельным последствием, совершенные в Киеве. В Фастове посодействовал местной милиции раскрыть 16 преступлений. Постарался заключенный и для милиционеров Винниччины и других областей Украины. Он вообще никому не отказывал, охотно выезжал в «командировку», молча подписывал процессуальные документы. Только на Кировоградщине Григорий Борисович сознался в более трех сотнях преступлений. Правда, только 103 его явок с повинной милиция успела задокументировать в качестве раскрытых преступлений, поскольку эту аферу разоблачила прокуратура.
Григорий Гуревич родился в 1962 году в Витебской области. Не женат. Худощавого телосложения. Волосы рыжие. Рост — 1 метр 71 сантиметр. На родине, в Беларуси, его трижды судили за кражи. В тюрьме жестоко задушил сокамерника в массовой драке. За это четвертый суд назначил наказание в 15 лет лишения свободы с отбыванием первых пяти лет в тюрьме. Из Бобруйска Гуревича перевезли в Винницу. А впереди Григория в Украину молнией полетела весть — этот заключенный легко сознается в любых подсказанных ему преступлениях, берет на себя все. Узнав об этой «слабости» заключенного, в Виннице в камеру к Гуревичу начали часто наведываться милицейские чины, слезно прося его написать очередную явку с повинной. Должностные лица зачитывали заключенному секретные оперативные документы, детально рассказывали о сути дела, подсовывали на подпись чистые бланки документов и на месте преступления устраивали репетиции. А потом, уже в присутствии понятых, разыгрывали настоящий спектакль.
Читатель может спросить: а для чего это ему нужно было? Объяснение простое: на нарах скучно, а здесь с тобой носятся как с писаной торбой, в знак благодарности в одном райотделе поднесут наркотики, где-то поставят бутылку пива, а где-то нальют и стакан водки или коньяка. Угощали заключенного салом, фруктами, сладостями... Да и клевеща на себя, преступник уже ничем не рисковал. Работники милиции, оформив соответствующим образом явку с повинной, ставили галочку в отчете, что преступника нашли, дело закрывали под разными поводами и оперативно отправляли в архив, чтобы никто не заподозрил, что это «трухлявая липа». Ведь добровольные признания Гуревича иначе как абсурдом и не назвать. Выходило так, что Григорий Борисович грабил, убивал, насиловал и душил прохожих «Запорожцами» и «Москвичами», подстерегал инкассаторов, открывал сейфы банков, устраивал пьяные драки, украл из колхозного склада две автомобильные шины, снял с поезда, который шел на полных парах, три ящика тушенки, и опять убивал и воровал все, что попадет под руки. До четвертой судимости белорус не был на Кировоградщине, как и вообще в Украине, водительских навыков не имел, а элементарное сопоставление дат совершения преступлений, в которых сознался заключенный, показывает, что большинство из них он совершил или же когда уже был за решеткой, или же еще до своего рождения.
«Когда Гуревич написал явку с повинной, что совершил преступление и на Кировоградщине, руководство УВД нашей области инициировало этапирование заключенного в Кировоградский следственный изолятор №14, — вспоминал пенсионер органов внутренних дел Евгений Волченко, который в то время был заместителем начальника СИЗО по оперативной работе. — И уже в первый день Гуревич написал 12 явок с повинной на имя начальников нескольких райотделов милиции нашей области, что он совершил на их территориях разные преступления. Эти признания попали на стол к первому заместителю начальника УВД Кировоградского облисполкома. А затем начальник СИЗО взял лично от Гуревича больше 30 явок с повинной. Вместе с тем, я получил информацию, что все это бред, и таким образом Гуревич пытается улучшить себе условия отбывания наказания, а попав за пределы СИЗО — попробует бежать. В соответствии со служебной инструкцией, я в письменном виде доложил об этом руководству. Но в УВД не обратили на мои предостережения внимания. Им нужно было улучшать статистические показатели, а какой ценой — не важно».
И завертелась карусель. За Гуревичем периодически приезжали то из одного, то из другого райотдела милиции, а он со скоростью стенографистки писал свои признания. Только в одном Кировоградском райотделе милиции белорус взял на себя более 30 преступлений. Возможно, эта цифра росла бы и дальше, если бы Гуревичу не подсказали сознаться в двух убийствах, совершенных в Кировограде, среди которых смерть директора предприятия. Из райотдела милиции позвонили по телефону в прокуратуру и гордо сообщили, какие они молодцы. Эксперт-криминалист областной прокуратуры Николай Чернега немедленно поехал в Балашовку, микрорайон Кировограда. Когда он зашел в один из кабинетов в райотделе, то увидел перед собой на стуле с папиросой «БТ» в зубах худощавого мужчину, а на столе перед ним раскрытую шоколадку «Аленушка», мороженое. Несколько вопросов Гуревичу, от которого попахивало коньяком, и возмущенный Чернега оставляет райотдел. Опытный криминалист кипел от злобы — его водят за нос. Чернега доложил об этом прокурору области, а тот организовал проверку «деятельности» Гуревича на Кировоградщине. Потом к проверке подключилась Генпрокуратура, и по ее представлению МВД наказало руководство областных УВД, а последние вынуждены были наказать всех участников этого грандиозного фарса. Кому-то объявили строгий выговор, кого-то отправили на заслуженный отдых, а кому-то пригрозили пальцем. Наказало милицейское руководство и невиновных работников, которые честно выполняли свой долг и, что главное, предупреждали, что это ложь и будут плачевные последствия. Прокурор области вновь проявил принципиальность и с ряда сотрудников органов внутренних дел были сняты незаслуженные наказания.
Выпуск газеты №:
№125, (2013)Section
Почта «Дня»