Как вырабатывается этический кодекс государственных служащих
Майданом 2004 года украинцы сделали общественный запрос на национальную власть высокой моралиЗа годы независимости система государственного управления советского типа не была реформирована. Ей свойственно деукраинизированное и русифицированное состояние, комплекс национальной второсортности, отсутствие навыков суверенного мышления и поведения. Отсутствие государственнического мышления является основной этической проблемой государственного управления. Отсюда морально-психологическая неготовность и неспособность госслужащих «служить» человеку, украинскому обществу.
Без формирования этической основы, которая бы делала главные акценты на преданности Украине, защите национальных государственных интересов, — нельзя ожидать построения эффективного государственного управления.
Украинская этническая нация, которая возрождается и консолидируется, становится основой украинской политической нации. Идет поиск и утверждение ценностных принципов государственного управления. Национальная этическая основа государственной службы в целом или отдельного государственного ведомства в частности постепенно формируется.
Во время научно-практической конференции «Профессиональная этика работника государственной налоговой службы как составляющая этики государственного служащего Украины», состоявшейся в декабре 2005 года в Ирпене на базе Национальной академии государственной налоговой службы Украины, и в которой приняли участие ведущие украинские ученые (научные интересы которых — государственное управление, этика государственных служащих), ее участники рассмотрели и поддержали проект Кодекса профессиональной этики работника государственной налоговой службы Украины, который в 2006 году был утвержден ведомственным приказом Государственной налоговой службы Украины.
Морально-этическими принципами профессиональной деятельности налоговика указанным Кодексом в первую очередь определены следующие:
«Служение Украинскому народу. Работник обязан служить Украинскому народу, демонстрируя этическое поведение, осознавая, что государственная служба предусматривает преданность Украинскому народу, обязательство действовать в интересах государства и отстаивать национальные интересы, утверждая базовые общественные ценности.
Патриотизм. Работник должен уважать государственные символы — Государственный Флаг Украины, Государственный Герб Украины, Государственный Гимн Украины, свободно владеть украинским языком. Работник должен иметь духовные и нравственные ценности, сформированные многовековой историей Украинского народа: мудрость, мужество, порядочность.
Справедливость. Работник должен постоянно совершенствовать организацию своей работы на принципах справедливости. Своими поступками, действиями, поведением крепить веру граждан в законность действий и решений органов государственной налоговой службы, способствовать добровольному соблюдению ими требований налогового законодательства».
Безусловно, для развития добропорядочности учреждения и профессиональной этики госслужащих недостаточно лишь разработать, растиражировать, даже официально провозгласить о внедрении правил поведения, кодекса профессиональной этики и так далее. Это лишь первый из необходимых системных шагов. Важно, чтобы этот шаг был взвешенным и сделанным в правильном направлении.
А уже в 2009 году Государственная налоговая администрация совместно с другими ведомствами подготовила и издала тиражом 50 тыс. экземпляров Пособие для проведения профилактически-разъяснительной работы среди работников органов государственной налоговой службы по предупреждению коррупционных действий. В нем представлена уже другая редакция Кодекса профессиональной этики работника государственной налоговой службы, в которой отсутствуют такие принципы, как служение Украинскому народу, патриотизм, справедливость. Отсутствует также перечень прав работника, в редакции 2006 года, в частности, относительно «права на прозрачную и предсказуемую оплату труда».
Заработная плата большинства не только налоговиков, но и в целом украинских государственных служащих состоит из гарантированных низких должностных окладов и негарантированных, которые зависят от воли руководителя, премий и надбавок, что приводит к непоследовательному отношению к сотрудникам, значительной диспропорции в оплате труда, подталкивает морально нечистоплотных управленцев к злоупотреблениям путем манипуляций премиями и надбавками.
Эта проблема не была решена Законом Украины «О государственной службе», который был подписан первым президентом Украины в 1993 году. Указом же следующего президента в 2000-м была утверждена Стратегия реформирования системы государственной службы в Украине, в которой с целью предотвращения проявлений коррупции, других правонарушений предусматривалось усовершенствование системы оплаты труда путем повышения стимулирующей роли должностных окладов. Указом третьего президента Украины в 2006 году была утверждена Концепция развития законодательства о государственной службе в Украине, которая предполагает независимость условий оплаты труда государственных служащих от воли руководителя через определение доминирующей роли должностного оклада в структуре заработной платы (не менее 80 процентов).
В конце 2011 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О государственной службе» (новая редакция). Законопроект был внесен четвертым Президентом Украины и определен им как безотлагательный для внеочередного рассмотрения Верховной Радой Украины. Законопроектом предусматривалось установление новых подходов к оплате труда государственных служащих путем усиления роли должностного оклада в структуре заработной платы государственного служащего. Раздел законопроекта относительно оплаты труда государственных служащих испытал значительные изменения во время прохождения в Раде. Лишь бы не к худшему.
То, что на протяжении 20 лет уже четвертый Президент Украины решает проблему эффективности системы оплаты труда госслужащих, свидетельствует об организованном лоббировании непрозрачной системы оплаты труда.
Очевидно, что в поиске и утверждении этических принципов национальной государственной власти чрезвычайно ценна духовно-просветительская, аналитически-информационная, консолидирующая украинское общество деятельность украинской газеты «День».
Выпуск газеты №:
№28, (2012)Section
Почта «Дня»