Хочется прикоснуться к вечному
Именно такие настроения преобладали у людей, с которыми пришлось общаться на прошедшей неделе. Потому что кому-то из собеседников удалось попасть на Землю Обетованную, кто-то открыл для себя новый храм, а кому-то в почтенном возрасте открылся, наконец, смысл жизни, который в том, что... хочется жить и творить.
Григорий ГУРТОВЫЙ, директор народного исторического музея (поселок Торчин Луцкого района):
— Когда я вспоминаю пережитые мной голодные 1933-й, 1947-й годы, немецкий концлагерь, то каждый раз думаю: сколько же человек может выдержать! В 1933, о котором столько вспоминали на днях, я был первоклассником. И все мои одноклассники погибли... На первой парте сидел самый младший в классе мальчик — мать его съела. И в нашей семье были большие потери. Я и на Волынь в 1947-ом прибыл, спасаясь от голода, а нашел здесь и работу, и семью. То, что выжил и могу донести правду о тех событиях людям, меня только радует. Но огорчает не только отношение разных политиканов к событиям, которые были настоящим геноцидом украинского народа. Огорчает, что говорят о детях войны, а молчат о детях Голодомора. Я не претендую ни на какие льготы в этой связи, потому что наибольшей из них было бы лишь здоровье, но как историк знаю, что в настоящее время лишь тогдашние дети являются единственными свидетелями тех событий. Их родители, чьи тела и души были измучены голодом, уже отошли. А этих бесценных свидетельств мы не должны терять. Однако радует, что еще является вдохновением жить и работать. Хочется еще исследовать. Наш народный исторический музей за больше, чем полвека, что я им занимаюсь, получил и награды, и признания, в нем собраны действительно уникальные материалы.
Чем глубже изучаю историю, тем больше в ней для меня загадок. Подробности событий оказываются наиболее интересными. Вот недавно удалось случайно выяснить, что 21 сентября 1812 года около Торчина проходил бой, после которого союзников Наполеона погнали из Волыни. А около бывшего помещения профтехучилища, когда возводили там новый дом, обнаружили старое захоронение. Сначала думали, что это просто давнее торчинское кладбище. А оказалось, что там покоятся останки наполеоновских воинов! Для историка такие открытия настоящий праздник.
Михаил ОНИЩУК, настоятель храма иконы Холмской Богородицы:
— Радует, что люди не только начали обращаться к Господу, но и что наступило согласие в обществе, по крайней мере, в нашей луцкой общине, относительно чествования святынь всего украинского народа. Лишь в сентябре мы освятили камень на месте, где должен появиться величественный храм в честь иконы Холмской Богородицы. И если сначала избранное место для храма кого-то нервировало, кому-то она мешала, то в настоящее время этого уже нет. Икона Холмской Богородицы — одна из самых древних икон, которые дошли до нашего времени, это чудотворный образ, об истории которого уважаемая газета «День» уже не раз писала. В настоящее время мы служим во временной каплице, которая, и это не может не радовать, уже стала настолько тесной, что не вмещает всех желающих помолиться здесь Богу, приложиться к частице чудотворной иконы. Наша церковь в настоящее время — один из немногих православных храмов, где литургия правиться ежедневно, а каждый вечер служиться акафист Пресвятой Богородице. За этот месяц должны расширить наш временный храм, потому что наступила холодная пора, и людям не надлежит стоять службу на улице. В нашу церковь едут молиться люди не только со всего Луцка, из окружающих сел: даже со Львовщины и Ривненщины, и это далеко не только бывшие холмщаки, для которых икона Холмской Богоматери является святыней. Меня радует, что чествование этой святыни давно вышло за рамки одной общины. Видели бы вы, сколько золотых вещей — крестов и крестиков, цепочек, сережек и другого — пожертвовали люди, потому что мы хотим возобновить первозданные ризы чудотворной иконы, которые были серебряными и золотыми.
Татьяна ЕЛИСЕЕВА, заведующая Музеем волынской иконы:
— Ноябрь подарил мне наибольшую радость в жизни для православного человека: удалось совершить паломничество на Святую Землю. Моменты молитвенного подъема, высокой духовности зафиксированы на фотоснимках и в душе. Как специалиста меня поразил монастырь Святой Екатерины, его иконы. Здесь есть большой музей, до 200 икон еще находится в запасниках. Это иконы VI, VII, XII, XIII веков — самые древние достопримечательности христианской иконописи, которые дошли до нашего времени. Такие же древние иконы и в самом храме. И можно сотни раз рассматривать репродукции, и совсем другое дело, когда ты видишь не копию, не фотографию, а сам образ, например, Спаса Вседержителя, на котором лицо Иисуса состоит из двух половинок, на которых разное выражение. На одной половине из его глаза стекает слеза, он как будто плачет по человечеству, а на другой — лицо спокойно, это воплощается тема Воскресения. Ощущения поездка подарила незабываемые и разные, в зависимости от места, где мы бывали. Еще когда стоишь в очереди в несколько сотен человек до Гроба Господнего, то действительно, как говорил наш владыка Нифонт, митрополит Луцкий и Волынский, вспоминаешь всех своих родных, потому что привозишь сюда и их души, и слезы текут, текут... Плачут все. Совсем другое ощущение — умиротворение — на месте, где была похоронена Богоматерь. В Вифлиеме, где Иисус родился, чувствуешь облегчение, радость, потому что здесь родился Спаситель.
А огорчает... Украина. Потому что после увиденного в Израиле, который возродился среди пустыни, наши необработанные десятилетиями черноземы тоже вызывают слезы и вопросы: и что мы за народ такой, что не ценим ни себя, ни того, что нам Богом дано?
Выпуск газеты №:
№222, (2010)Section
Почта «Дня»