Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Клеймо на животе

23 сентября, 20:10

Нет, это пока что не название песенной группы типа «Поющие трусы». Хотя все может быть, потому что подобные названия в шоу-бизнесе сегодня в моде. Тем более что за натурой дело тоже не станет. Сегодня хватает не только животов, но и спин, шей, рук, ног и других твердых и мягких частей тела, разукрашенных не только рисунками, но и разными фигурами, иероглифами, портретами, афоризмами, призывами, аббревиатурами и даже матерными словами. У некоторых спина или живот напоминают ходячий рекламный щит или часть забора, исписанную на разных языках.

Причем это художественное творение в одинаковом почете как у мужчин, так и у женщин. Да и возраст у носителей этого клейма разный — от школьников до пенсионеров. Иногда даже создается впечатление, что он или она родились в этом орнаменте, который для них дороже самой кожи, о существовании которой можно лишь догадываться.

Откуда эта чума, которая с каждым годом становится все более массовой и вульгарной? И кто ее «жертвы», и какая общественная среда наиболее благоприятна для заражения этой болезнью? Многие, в частности, люди старшего поколения, происхождение этого позорного явления по привычке адресуют Западу, «загнивающему капитализму». Это, мол, от них все заразы — СПИД, наркотики и разного рода наколки на теле. Мол, в бывшем Союзе такого не было. Если взять за основу тезис одной компартийной чиновницы того времени, что и секса не было, то такой вариант имеет право на существование.

А если на самом деле, то у этой «заразы» корни древние. И вовсе не европейские. Сам термин «тату» заимствован из полинезийского языка, и на диалекте Таити это слово означает рисунок. А на европейском континенте оно появилось во второй половине XVIII века после того, как английский путешественник Джеймс Кук вернулся из кругосветного путешествия. Подобный обычай существовал и у тогдашних индийских племен Канады.

Трудно сказать, когда именно и при каких обстоятельствах тату пересекло границы Украины. Во всяком случае, ни в период Киевской Руси, ни во времена казачества, ни позже ни в одном источнике нашей истории упоминания о нем нет. Хотя известно, что среди европейцев — и, в частности, среди славян — татуировка некоторое время культивировалась в виде украшения тела. Но под влиянием распространения христианства она была вытеснена на задворки общества и надолго стала изгоем.

Однако, как каждый запретный плод, не исчезла, а перешла на нелегальное положение. Можно сказать, опустилась на дно общества, пустила корни в колониях и вместе с тюремным жаргоном и блатными песнями стала чем-то вроде символики, своеобразной визитной карточкой тех, кто там пребывал или пребывает. Причем в колониях рисунок стал настолько вульгарным и агрессивным по содержанию и форме, что в советский период даже приравнивался к одному из видов антисоветской пропаганды и карался законом. То есть, по сути, тату становилось нашим, доморощенным. И никакого отношения к украшению тела, как считали раньше, татуировка не имела. Но одни этим гордились и публично демонстрировали свои «украшения», выйдя на свободу, другие, наоборот, — стеснялись и всячески их скрывали.

И так продолжалось вплоть до начала 90-х годов прошлого века. Таким образом, как ни печально об этом говорить, но именно волны независимости, а точнее — демократии и некоторой свободы, которые каждый понял по-своему, вынесли тату на поверхность нашего общества. Сначала оно легализировалось в среде бывших зеков, которые начали массово разворачивать рэкетирскую деятельность в рыночных условиях, вскоре переросшую, не без помощи правоохранительных органов, в совершенно легальный бизнес. Более того, при непосредственном участии и первых, и вторых бизнесом стала и сама татуировка, первыми мастерами которой были именно бывшие тюремные «художники». И сегодня этот вид ремесла не только действует абсолютно легально, но и имеет влиятельных покровителей, разветвленную сеть, достойных последователей и — что наиболее печально — спрос. Значительная часть общества, прежде всего — молодежь, приняла тату как что-то суперсовременное, супермодное и необходимое для собственного имиджа.

В конечном итоге, имеем широкий выбор татуировок — от черно-белых до цветных. Создаются различные мастерские, осваивают это ремесло работники медицинских клиник и парикмахерских, проводятся мастер-классы, внедряются новейшие технологии. Чем не индустрия? И вращаются в этой сфере большие деньги, которые, конечно же, находятся под чьим-то контролем. И контроль этот, наверное, не низкого уровня. И это понятно, ведь сам процесс татуировки стоит недешево. Остались мелочи — узаконить тату как вид оригинального искусства со всеми вытекающими возможностями его распространения, начиная с детских садиков. Следующий этап — организация конкурсов среди других возрастных групп. И даже международных. Что-то наподобие «Лучший татуировщик года» или «Лучшее тату для студента, учителя, профессора, народного депутата» и так далее. Думаете, что я шучу и среди этой категории нет сегодня представителей с «наколками»? К сожалению, есть, и немало. Не хочу называть просто фамилии, чтобы не компрометировать их носителей и в то же время не рекламировать это ремесло. Тем более что нынешнее жаркое лето дало возможность в этом убедиться. Причем большинство татуированных личностей делали это демонстративно, открыто и даже вызывающе. Простите за сравнение, но иногда эти личности с клеймом на спине или животе напоминают племена первобытных людей, которые только что выбрались из пещер и таким образом пытаются показать свою принадлежность к тому или иному племени. Кстати, в древние времена, как утверждают некоторые источники, подобным образом идентифицировали друг друга воины, а разные японские народности демонстрировали свое положение в семье. А что же тогда пытаются продемонстрировать нынешние любители телесных украшений? Если улучшать красоту тела, то лучше, чем это сделала природа, вряд ли получится. А разрисовывать и одновременно травмировать кожу ради того, чтобы самовыразиться или обратить на себя внимание друзей, знакомых или просто посторонних, тем более не стоит.

Но главное, что часто плачевными бывают последствия от подобных искусственных рисунков. Поэтому меня удивляет, почему молчат родители и не бьют тревогу медики, в частности, дерматологи, инфекционисты и тому подобное. Но если первых можно понять, потому что среди них есть, к сожалению, немало сторонников тату, то для вторых молчание — это не что иное, как служебное преступление. Ведь, по данным специалистов Института псориаза и дерматозов, количество заболеваний различными кожными и инфекционными болезнями в результате бездумной и непрофессиональной татуировки за последние годы значительно увеличилось. Прежде всего это касается молодежи в возрасте от 20 до 30 лет. Это с одной стороны. А с другой — неизвестно, каким образом «способ травмирования кожного покрова с внесением в подкожную клетчатку цветного пигмента», а именно так объясняет процесс татуировки «Словарь медицины», повлияет на другие органы, спровоцировав другие болезни. Тем более что медицинскими исследованиями никто серьезно не занимается. И не обязательно, что болезнь даст о себе знать сейчас. Неизвестно, что ждет носителей «украшений» в будущем. Поэтому делать вид, что ничего особенного не происходит и татуировки, как и так называемый пирсинг, не наносят никакого вреда здоровью — недопустимо. Тем более что сегодня это уже не что иное как социальное бедствие. А в нынешних условиях, когда болезни и так «молодеют», это просто опасно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать