Перейти к основному содержанию

Концепция возвращения Крыма

О «симптоматических» дискуссиях в интернете
01 декабря, 11:33

Обратил внимание на две интересные дискуссии в интернете. Они касались Крыма и выработки стратегии его возвращения. Чтоо касается первой, то началась она после категорического высказывания известного журналиста Айдера Муждабаева (бывшего сотрудника газеты «Московский комсомолец»), который заявил, что «как очерченного гражданского сообщества «крымских украинцев» не существует. И никогда не существовало как политического сообщества...» Редактор украиноязычной «Кримської світлиці» (она теперь выходит в Киеве) Виктор Мержвинский с горечью пишет: «В последнее время в медиапространстве проталкивается мнение, что в Крыму есть исключительно одно проукраинское сообщество — крымские татары, остальное же население — либо безразличная, либо «русскомирная» сепаратистская масса...»

Видно, сильно допекло фронтовика (Виктор полтора года провоевал в АТО), если отважился на обращение к вице-премьер-министру Украины Вячеславу Кириленко с предложением «оперативно реагировать на распространение материалов дезинформационного характера в медийной среде». Мог бы и сдержаться по устоявшейся крымской традиции, ведь и в прошлые годы украинцам-крымчанам часто приходилось слышать, что они слабы и их мало. И до 2014 года они терпели и не огрызались... Но тогда была надежда на медленное и постепенное решение украинских проблем, а теперь ее нет. Или убирайся из Крыма, или приспосабливайся к российским реалиям. Так что дважды зайти в одну реку невозможно — нужно делать поправку на время. Вторая стихийная дискуссия началась после интервью с выпущенным на свободу узником путинского режима Ильми Умеровым, который высказался следующим образом: «Украинского населения в Крыму нет. Есть отдельные украинцы. Но 600 тысяч украинцев, которые там по статистике, реально нет. Они все русские, или пророссийские, или прорусские...»

После этого в соцсетях один украинец написал: «Сочувствую человеку, побывавшему в российских застенках, и приветствую его освобождение, однако далеко не со всем сказанным согласен...» Далее он вспомнил о своих родителях, которые приехали из Ривненщины в 1958 году: «Дед строил, мама с бабушкой работали в садах и на полях, отец водил грузовик. Они так и остались в крымской земле, хорошо, что хоть не пришлось им почувствовать позор и ужас оккупации и русификации...» Вспомнил потомок переселенцев и о репатриированных, которые, по мнению его родителей, держались изолировано и вели себя несколько пренебрежительно. Закончил так: «Оказывается, украинцев в Крыму нет. Может, и не было? Никогда не ставил под сомнение автономию крымских татар, пока не прочитал это интервью».

Реакция украинца понятна. Количество информации определенного направления рано или поздно перейдет... в качество думания. Подумайте сами: мы по горло сыты сообщениями из Закарпатья. Венгры не считают целесообразным основательно изучать украинский. Один только Береговский район, где венгры живут компактно (а украинцев по аналогии с Крымом там «почти нет»), а проблем — на целую Закарпатскую область! Еще и отголосок по всей Украине. А здесь и из оккупированного полуострова подобные сигналы. Не один украинец сделает вывод: «Лучше синица в руке, чем журавль в небе...» Поэтому крымскотатарские лидеры должны тщательным образом взвешивать каждое слово. Ведь мантра «Украинцев в Крыму нет» — это как минимум весомый аргумент в пользу того, что вопрос Крыма и Донбасса нужно держать в отдельных папках. Сначала возвращать Донбасс, а уже потом думать, что делать с Крымом. Совмещать две темы нерационально. Прислушаемся к сигналам, которые поступают от наших граждан. А они пишут вот что: «Немало хорошо образованных людей, которые никогда не желали жить в России и против своей воли оказались в ней, задумываются теперь над своим будущим. Здесь можно продать свои таланты, у кого они есть, можно продать совесть и стать богатым человеком. Можно послушать украинские СМИ о грядущей автономии непонятной формы и о своей роли в ней... в роли предателя и человека, о социальном статусе которого никто не думает, — настолько он выглядит жалким. И сделать свой выбор. Так и происходит. Именно теперь, а не в 2014 году — сознательно, свободно и без принуждения. Но с тяжелым сердцем...»

Это сказала молодая крымчанка греческого происхождения. Допустим, таких не очень много, можно сделать вид, что не услышали. Хотя игнорировать мнение представителей национальных меньшинств — не самая лучшая идея. Но украинцы — не греки, их намного больше... И если они, по мнению крымских татар, слабые и разъединенные, то что предлагается для их объединения? Не игнорировать же полмиллиона людей украинского происхождения? Нужно делать надлежащие выводы даже из дискуссий в соцсетях. Стратегия крымских татар обязательно должна включать украинскую составляющую. А также осознание того, что и российское происхождение не может быть пожизненным «клеймом колонизатора». Как бы ни было трудно, но нам всем нужно научиться эффективно работать с населением Крыма, объединяя, вдохновляя собственным примером толерантных людей разных национальностей.  И в первую очередь должны достичь взаимопонимания материковые украинцы и крымскотатарские интеллектуалы. Это и будет основой для будущего взаимопонимания в Крыму. И могучей альтернативой пока сплоченным пропутинско-антитатарским силам.

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать