Перейти к основному содержанию

«Кравчучки», «титушки»... и все?

09 января, 19:19

Отзыв на статью Тамары Стрижак «О некоторых изобретениях и их изобретателях» («День» № 209-210 от 15-16 ноября 2013)

В своей статье Тамара Стрижак задала вопрос: почему среди полезных всем людям больших и маленьких изобретений, названных именами их авторов, нет ни одного, которое бы носило российское или украинское имя?

Начал я вспоминать изобретения и открытия, названия которых происходят от фамилий наших (то есть российских или украинских) авторов. Постепенно всплыли в памяти таблица Менделеева, болезнь Боткина, система Станиславского, автомат Калашникова, который достойно пополнил компанию максима, нагана и кольта. Следовательно, кое-что есть! А в интернете нашел целый фейерверк важных изобретений наших ученых: крекинг нефти (В.Г. Шухов), сварка под флюсом (Е.О. Патон), лампа накаливания (А.Н. Лодыгин),   телевидение (Б.Л. Розинг), суппорт (держатель резца) в токарном станке (А.К. Нартов) и т. д. Я уже молчу об их ключевых результатах в фундаментальных науках, где они стали основоположниками многих новых направлений. Почему же все-таки так мало результатов названы именами наших изобретателей и ученых?

В царской России среди ученых были приняты определенные этические нормы. Назвать свое изобретение собственным именем выглядело неэтичным, оценку своей работы они оставляли потомкам. Как бы выглядел Д. Менделеев в глазах коллег, если бы назвал изобретенную им 40-градусную водку «менделеевка»? А вот для западноевропейского или американского изобретателя его творчество — это бизнес, возможность получить славу и большие деньги, и с такой точки зрения присвоение собственного имени своему изобретению — естественный и необходимый шаг. Другое проявление того же российского менталитета — недостаточно внимательное отношение к патентованию изобретений, а отсюда — потеря приоритета автора и страны. В результате от царской России нам остались только такие знаковые понятия, как потемкинские села (эталон бутафории и обмана на государственном уровне); пугачевщина (масштабный крестьянский бунт, «бессмысленный и беспощадный» по выражению Пушкина); толстовство (утопические социальные и религиозные идеи Льва Толстого); хмельниччина — героическая, хоть и неудачная попытка получить независимость Украины.

В Советском Союзе появлению именных названий изобретений мешали другие причины. Первая из них — патологическая секретность, которая тогда существовала в стране и распространялась на все разработки и всех разработчиков. Вторая причина — патентное право или, скорее, бесправие. Автор важного для страны изобретения или открытия мог стать действительным членом академии, получить государственную премию, звание Героя, но не имел патента в своей собственности, следовательно и дохода с него. Третья причина — псевдоколлективизм. Считалось, что каждое изобретение, сделанное в НИИ или КБ, является результатом не индивидуального, а коллективного творчества. В результате реальный автор изобретения или открытия терялся в конце списка, после более авторитетных «соавторов», начиная с непосредственного руководителя и до директора НИИ. И, наконец, социалистическая плановая экономика не имела стимулов для внедрения в производство новых изобретений, качественно высшей продукции. Зачем же тогда изобретателю ломать голову, творить, если все это никому не нужно?

Вместе с тем пропагандистская машина СССР беспрестанно плодила понятия, названные именами как своих вождей и героев, так и именами своих врагов. Вот выборка именных названий из «Толкового словаря языка совдепии» (авторы В.М. Мокиенко, Т.Г. Никитина, Фолио-пресс, СПб 1998). В науке: марксизм-ленинизм, троцкизм, мичуринская наука, учение академика Лысенко. В гражданской войне с одной стороны верные ленинцы: буденовцы, дзержинцы, корчагинцы, чапаевцы, котовцы, щорсовцы. Им противостояли колчаковцы, корниловцы, врангелевцы, деникинцы, антоновщина, махновщина, петлюровцы, бандеровцы и другие зеленые. Потом были сталинские пятилетки, ежовщина, бериевщина. Пионеры становились гайдаровцами, нахимовцами, суворовцами, ворошиловскими стрелками. Народ приветствовал челюскинцев, папанонцев, стахановцев. В войне 1941—1945 гг. с гитлеровцами были подвиги героев-панфиловцев (остановили немецкие танки под Москвой), матросовцев (повторили подвиг Александра Матросова), были и предатели власовцы. Как видим, реальные достижения науки и техники секретили, а прославляли имена авторов псевдонаук, надуманных героев, порочили имена «врагов народа». А сам народ иронически назвал именами вождей полезные вещи — хрущевка, андроповка (дешевая водка).

А что в независимой Украине? Уже свыше 20 лет в центре внимания общества — политические и социальные проблемы, которые мы пытаемся решить путем майданов, блокировки трибун и других «революционных» акций. В результате страна живет в состоянии перманентного конфликта во всех измерениях — межгосударственном, межнациональном, экономическом, между властью и народом, между партиями, между лидерами в партиях. О каком техническом, научном, каком- либо другом успешном творчестве можно говорить, если главной заботой большинства людей является простое выживание. Хотя одно полезное изобретение таки вспомнилось — кравчучка. Да еще в последнее время появилось в прессе слово титушки.

Государство — это живая система, которая состоит из управляющей части (государственный аппарат) и исполняющей части (народ). Сегодня у нас управляющая часть руководит, как умеет, а управляемая, как это было во все века и у всех народов в подобной ситуации, пытается выжить, в том числе путем внешней или внутренней эмиграции. Возможно ли здесь создать такие условия, чтобы и люди, и капиталы захотели вернуться и вернулись в Украину, чтобы каждый человек здесь мог реализовать свой потенциал? Несомненно, такое преобразование наступит. Но для этого необходима значительная эволюция коллективного сознания нации, а именно перенос центра внимания общества из сферы социально-политических передряг в сферы морали, закона, науки и производства. Осуществить такую переориентацию сознания нации — большая миссия власти, школы, церкви, науки, всех СМИ. Тогда и можно будет ожидать открытий и изобретений, названных именами украинцев. Ведь украинская нация по своей природе такая работящая и такая богатая талантами.

P.S. После событий на Майдане в ночь на 30.11.2013 относительно темы творческого потенциала народа стоит добавить такое. Способность творить новые знания на базе уже известного — это высшая возможность человеческого мозга, божья искра, которая дается далеко не каждому. Так вот, если такого талантливого человека ударить тупым предметом по голове и проломить ему череп, то повреждается кора головного мозга и человек теряет способность творить. Для обычной работы такой человек вполне пригоден, это может быть неплохой исполнитель. Кроме того, жестокое избиение глубоко влияет и на психику человека, особенно если его изуродовали именно те, кто должен защищать. Это уже становится совсем другой человек, в душе которого доминируют тяжелая обида, ненависть и презрение к власти и ее «правоохранительным» структурам, желание бороться до конца или же выезда куда-либо, подальше от «матинки Украины». Какое уж там творчество, где там те всплески таланта и гениальности.

Возвращаясь к упомянутой выше статье доктора физико-математических наук, профессора Тамары Григорьевны Стрижак, хочу добавить, что она — один из 170 выпускников 1959 года механико-математического факультета Киевского университета, удивительного курса, из которого вышли: пять действительных членов НАНУ; два члена-корреспондента НАНУ; один академик АПНУ; 12 докторов и более 40 кандидатов физико-математических наук, профессоров вузов Киева, Донецка, Москвы; много заслуженных учителей Украины, даже один заслуженный конструктор РФ. По-видимому, этих студентов не били палками по голове.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать