Истинное величие состоит в том, чтобы владеть собой.
Жан де Лафонтен, французский поэт и писатель

«Кропивницкий теперь на новом уровне»

Жители города — о боли войны, очищении от советского наследия и готовности к переменам
7 сентября, 2017 - 19:45
К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВАСИЛИЯ СУХОМЛИНСКОГО ПЛАНИРУЮТ ОТРЕМОНТИРОВАТЬ И ПО-НОВОМУ ОФОРМИТЬ ЕГО МУЗЕЙ В СЕЛЕ ПАВЛЫШ / ФОТО С САЙТА VK.KR.UA

«В МУЗЕЙ СУХОМЛИНСКОГО НУЖНО ЕХАТЬ!»

Ирина ЧЕМЕРИС, депутат Кировоградского областного совета:

— Я до сих пор нахожусь под впечатлениями после посещения Музея Василия Александровича Сухомлинского, что в селе Павлыш Онуфриевского района. Туда мы поехали вместе с депутатами областного совета, представителями департаментов образования и культуры облгосадминистрации на круглый стол при участии работников музея и дочки Василия Александровича, Ольги. Собрание было посвящено подготовке к празднованию 100-летия со дня рождения великого педагога, которое мы будем отмечать в 2018 году. Музей расположен на первом этаже действующей Павлышской школы, которая имеет большой двор с опрятными клумбами и старыми деревьями, высаженными еще во времена Сухомлинского. Начали свою экскурсию с той части, где проживал педагог с семьей. Рабочий кабинет, зал и спальня — все маленьких размеров, с минимальным набором предметов быта, напомнили наше недавнее советское прошлое, когда автомобиль был предметом роскоши, а не передвижения. Единственная шикарная вещь — это библиотека. Множество деревянных стеллажей от пола до потолка на две стены — это действительно поразительно.

Потом осмотрели ту часть музея, где собранно все: от произведений Василия Александровича до фотографий выпускников школы. Не могу сказать, что было неинтересно, но устаревшее оформление экспозиций будто сыграло негативную роль.

В Музей Сухомлинского стоит ехать! Даже сейчас, пока он еще не отреставрирован и не отремонтирован! Стоит увидеть вышиванку Василия Александровича, которую вы не увидите ни на одном официальном фото, потому что тогда нельзя было выставлять свою «шароварщину». Стоит услышать ошеломляющую историю об одном из памятников великому педагогу, который спас от уничтожения директор Александрийского педагогического училища Георгий Дубивка.

100 лет со дня рождения Василия Сухомлинского — это большое событие, к которому уже начали готовиться: утвердили областную программу по проведению мероприятий, в рамках которой планируется выделить приблизительно 1 млн грн., провели переговоры с экспертами относительно нового оформления музея, его ремонта и съемок документального фильма. Очень много дел необходимо сделать за год. Хватит ли этих средств? Думаю, что нет. Поэтому нужно активизировать все пути поиска: и через государственный бюджет, и через меценатов.

Стыдно признаться, но в свое время, когда я училась в пединституте, меня не зацепили произведения Сухомлинского, я считала их просто сказками. Теперь понимаю, насколько это важно так подать материал, чтобы плоды взошли сразу, а не через 20 лет.  

И еще одно, о чем стоит сказать. Как же хочется, чтобы наши школы отходили от традиционного празднования Дня знаний. Нам нужно постепенно отходить от советского наследия, но к новому формату в нашем городе еще никто не пришел — все было по старинке...

«НА АЛЛЕЕ ГЕРОЕВ ПОЯВИЛОСЬ НОВОЕ ЗАХОРОНЕНИЕ...»

Алла СУЛИМА, секретарь Общественного совета при исполнительном комитете городского совета Кропивницкого:

— Конец августа — начало сентября оказалось насыщенным событиями в Кропивницком. Еще свежи впечатления от Национального художественного фестиваля «Кропивницкий», который стал отсчетом новой истории нашего города. Теперь уже точно понятно — никакого возвращения «исторического названия Елисаветград» не будет, сторонникам Елисаветграда не стоит тратить деньги на пиар и суды — это бесперспективно. Город стал лучше, более культурным, более светлым после фестиваля, и очень хорошо, что театральная осень продлится, и 26 сентября Кропивницкий будет принимать гостей в рамках фестиваля «Вересневі самоцвіти». К нам опять съедутся лучшие театры Украины — и все это благодаря Марку Лукичу Кропивницкому, который занимался творчеством в наших краях.

Но есть и то, о чем нельзя забывать никогда, какими бы яркими не были фестивали, громкими концерты, интересными театральные постановки. К сожалению, на Аллее Героев на Ривненском кладбище появилось новое захоронение. Пятого сентября горожане попрощались с военнослужащим из нашего третьего отдельного полка спецназначения, Романом Рикаловым. Роман погиб в 2014 году, когда вместе с группой бойцов попал в засаду. История его гибели до сих пор не выяснена до конца: по информации СМИ, Роман вместе с побратимами погиб из-за предательства местного жителя, который «слил» информацию о пребывании группы бойцов, шедших на помощь пилотам сбитого СУ-25.

Личность Романа была установлена по экспертизе ДНК, однако в течение трех лет родители отказывались поверить в то, что их сына нет в живых.

Очень больно было стоять там, на панихиде, смотреть на маму Романа и осознавать, что Украина находится в состоянии войны, ежедневно на фронте погибают украинские солдаты, а Кировоградщина — в лидерах по количеству погибших защитников.

«МЫ УЗНАЛИ О НОВОЙ УКРАИНСКОЙ МУЗЫКЕ»

Валентина НАБОКА, журналист:

— Город до сих пор живет впечатлениями от национального художественного фестиваля «Кропивницкий», который проходил с 29 августа по 3 сентября. В Кропивницкий впервые приехали украинские мастера, которые ранее обходили нашу провинцию стороной. Например, еще в 2014-м о гастролях группы Vivien mort в Кропивницком нечего было и мечтать. И вот, солистка Даниэла Заюшкина приехала и спела несколько известных вещей, включительно с «Инеем», песней, которую готовила для «Евровиденья-2017». Также я узнала о музыке других команд, например, Familia Perkalaba. Откровенно говоря, не все из нас знают, где она живет — качественно новая украинская музыка. Мы даже не запрыгнули, а лишь поставили ботинок на подножку этого страшного, облепленного радужной лапшой драндулета, в салоне которого «далеко» рифмуется только с «не легко», «река» соответственно — с «облака». Называется попса.

Шесть дней театральных показов, плотность которых соревнуется с «Вересневими самоцвітами»! Такого мы еще не видели.

В рамках феста в Кропивницкий привезли и экспериментальные постановки, главным принципом которых является ломание четвертой стены, или выход актера за условный предел своей сценической жизни просто в зал. Здесь должен был бы начаться разговор со зрителем. А в контексте гибридной войны, возможно, в первую очередь это и необходимо, потому что нового глоссария, который описал бы наше удивление и неприятие факта войны, толком еще никто не произвел. Думаю, героиня-рассказчик из спектакля PostPlay театра «Черный снег» именно это и пыталась сказать. В начале, около двадцати минут, актриса пробиралась сквозь звук — тонкое жужжание, что, очевидно, должно напоминать препятствия радиосвязи или оглушение при контузии. Приходить в себя после взрывов нелегко, именно поэтому зрители понемногу срывались с мест, не скрывала возмущения галерка.

Наконец какое-то действие. Актриса читает стихотворение о том, как собрать так называемый тревожный чемоданчик. «Что там должно быть? Ну, ясно. Спички, водка, курево. Сигарет должно быть много — за них тебе потом будут отдаваться женщины. И как жалко, что не все из них курят». Изображение ядерного гриба с месивом хэштегов «хиросима», «приднестровье», «сараево» обрывается роликом-открыткой «Евро-2012». На ней Донецк презентуют как зеленый мегаполис. А дальше девушка натягивает на голову балаклаву — а вот вам и приход вежливых людей. Фишка вечера — нецензурная лексика актрисы, которая «пришпилила» к стульям остальных «несчастливцев», решивших досидеть до конца. Девочка раздала «люлей» всем, кто попался под руку, включая инициатора фестиваля «Кропивницкий-2017», народного депутата Александра Горбунова. «Что это было, — рассказывал он потом, — я к ней с цветами, табличку приготовился подарить. А она — «пи..р», и дверьми перед носом — хрясь!». Вот вам и четвертая стена, и собственно она заявила, что не собирается развлекать. А организаторам фестиваля стоило бы и предупредить публику о художественном эффекте таких постановок. В этой ситуация автор встретил не своего зрителя. К сожалению, такое наблюдалось почти каждый день фестиваля.

«СТРАНА — ЭТО ТЫ»

Валентина БОЙКО-ЧИРВА, председатель ОО «Территория искусств»:

— Самое яркое впечатление на прошлой неделе — это Национальный художественный фестиваль «Кропивницкий», который состоялся в областном центре. Карта обновленной Украины очищается от имперского наследия, мы отрезаем себя идеологически от страны-агрессора, мы стали Кропивницким, мы становимся Украиной. Благодаря инициативе народного Депутата Александра Горбунова и Министра культуры Украины Евгения Нищука, благодаря всей творческой команде Кропивницкий в настоящий момент просто переполнен впечатлениями от недельного пласта украинского искусства.

Рада, что имела возможность быть причастной к этому проекту. Знаете, когда полный зал зрителей, когда люди приходят на спектакль под открытым небом во время ливня, а весь Кропивницкий гудит от того, что город давно не получал такого мощного творческого энергетического импульса, — понимаешь: все усилия, приложенные к проекту, действительно не напрасны! Абсолютно все спектакли собирали невиданные аншлаги...

Я точно могу сказать, что бренд фестиваля уже стал брендом Кропивницкого. И теперь любое мероприятие в Кропивницком мы будем сравнивать с фестивалем, ведь планку подняли очень высоко, поэтому превысить ее будет действительно очень трудно. Кропивницкий теперь на новом уровне, и не влюбиться в этот город просто невозможно...

 

Инна ТИЛЬНОВА, Кропивницкий
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ