«Кто сказал, что Свобода — это легко?»
Эссе Константина Рылева «Свобода в системе «народ — государство» («День» от 4 февраля с.г.) мало кого оставит равнодушным. Удивительная «каша в голове», расхристанность мнений и суждений и... в целом верный вывод в конце концов: «В целом он (Рузвельт) на свою нацию оказал благотворное влияние, поскольку имел — в отличие от Гитлера и Сталина — «общечеловеческий» нравственный стержень, а не «классовую» либо «национальную» мораль». Осталось только этот «общечеловеческий» нравственный стержень прояснить. Но на это у К. Рылева, видно, времени не хватило. Для него пока История — это колебание свободы, которая периодически узурпируется то народом (гангстерская тема), то государством (госреформы Рузвельта или сталинские репрессии).
Но ведь это все — не свобода, а, скорее, пародия на нее. И это все — не история, а, скорее, антиистория. Это все то, что доносит до нас массовая культура, которая, конечно, всегда противится любому серьезному самостоятельному мышлению.
«Общечеловеческий» нравственный стержень — это, конечно же, христианская культура. И если К. Рылев всерьез будет его придерживаться, то это обязательно выведет его на путь нужных многим рассуждений. Перо у него бойкое, глаз острый (с удовольствием читались его впечатления о поездке по Украине). Побольше бы только вдумчивости и осторожности в оценках. И умения дистанцироваться от любого, даже очень популярного факта. Ведь написанное слово многозначно. Поэтому имеет не только формальный, игровой, внешний, но и глубокий содержательный, смысловой эффект. Написанное (а затем и напечатанное) слово — это не описание только какого-либо факта, но и само по себе факт. И тоже причастно к истории. И надобно к нему относиться бережно и осторожно.
А в целом хорошему журналисту и постоянному автору «Дня» Константину Рылеву хочется поверить. Но «на диване» у него пока не самые лучшие рассуждения получаются. Человек всегда свободен не внешне, формально, а внутренне, содержательно. Как осмыслил жизнь, так и свободен. А осмыслить ее он способен (и достоин!) и в самых страшных по невероятности и жестокости внешних условиях и формах. Поэтому никогда не стоит абсолютизировать формальную сторону свободы: хоть когда освободи раба, куда он денется? Читайте почаще «Хижину Дяди Тома» и «Унесенные ветром». Освободи, хоть когда, крепостного, куда он пойдет? Перечитывайте все-таки почаще «Войну и мир» и «Деревню». Хоть когда освободи рабочего, чем он будет заниматься? Перечитайте «Собачье сердце». Это не к тому, что не нужно вовсе освобождать рабов, крепостных и рабочих. Это — о пользе чтения как активного способа времяпрепровождения. Ведь все- таки живут же во всем мире «Диатрибы» раба Эпиктета и басни раба Эзопа! Всегда будут жить рисунки и стихотворения крепостного Тараса Шевченко. Все это живет во всем мире не благодаря рабству и крепостной зависимости, а вопреки им. И все это является самым мощным свидетельством против них! А освобождать и рабов, и крепостных, и рабочих все-таки надо. Но вовремя, т.е. в полном расцвете их и физических, и духовных сил. Чтобы не было возмущений и восстаний. Трудно? А кто сказал, что Свобода — это легко?
Выпуск газеты №:
№29, (2005)Section
Почта «Дня»