Перейти к основному содержанию

«Музей — существительное, фестиваль — глагол»

09 сентября, 19:20
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ФЕСТИВАЛЕМ

В столице Соединенных Штатов прошел Смитсоновский фольклорный фестиваль, который в символическом месте страны представил масштабный показ традиционных культур Мексики и народов Азиатско-Тихоокеанского региона. Украину впервые пригласили принять участие (в 2014 г.) в этом авторитетном форуме.

«Одно из главнейших туристических и культурных событий США» — так лаконично обозначен прессой знаменитый Смитсоновский фольклорный фестиваль (Smithsonian Folklife Festival). Учрежденный в 1967 году, на волне мощного движения этнических исследований, он каждый год разворачивается в городе Вашингтон на Национальном Моле (огромной аллее-заповеднике) между Капитолием и Вашингтонским мемориалом в окружении комплекса национальных музеев Смитсоновского института. Трудно найти в столице Америки лучшее место для события мирового масштаба. В частности — для нескольких сотен тысяч ежедневных посетителей: туристов, местных жителей, представителей дипломатических миссий и чиновников федерального правительства, настроение которых в эти дни можно описать словами Хиллари Клинтон, которая в 2001 году, будучи сенатором, призналась, что с удовольствием покидала стены Белого дома после рабочего дня, чтобы насладиться этим удивительным событием.

Итак, Фестиваль, проводимый Смитсоновским центром фольклора и культурного наследия, продолжается десять дней и достигает апогея к празднованию Дня независимости США. Вход на это действо, как и в другие девятнадцать музеев Смитсониан, — свободный, что способствует впечатляющей статистике общего посещения в более чем миллион человек. А новейшие масс-медиа средства и коммуникационные технологии, исправнее трещащих сорок (которые когда-то упорно разносили новости на своих хвостах), распространяют триумф национальных культур среди еще 40 миллионов. Такой была философия отцов-основателей Фестиваля — вынести музей из тесных застекленных витрин на широкие проспекты реальной жизни. Так и произошло — сегодня, по выражению бывшего заместителя секретаря Смитсоновского института Дина Андерсона, «музей — это существительное, а фестиваль — глагол».

Формально главной целью форума является освещение лучших культурно-художественных достижений и традиций разных народов мира. На самом же деле, в условиях нынешней эпохи «изучающего общества», феерия на центральной аллее страны предстает не только развлекательно-познавательным, а, прежде всего, образовательным, учебным мероприятием. По восхищенным откликам студентов, «здесь за несколько часов можно изучить больше, чем за семестр в колледже». Фестиваль не только раскрывает своим посетителям многокультурное разнообразие планеты, но и обогащает новым знанием, непосредственным опытом. Вспоминается «пророчество» футуролога Рольфа Йенсена, по которому нынешнее общество, отмеченное научностью и рационализмом, анализом и практицизмом, неизбежно вернется к эмоциям, истории и ценностям.

Форум структурирован на три-четыре «программы», каждая из которых состоит из выступлений аутентичных мастеров, самобытных художников и демонстраций культурного продукта определенной нации, государства или области, географического региона или профессиональной группы. Программа имеет четко сформулированную тему, концептуальную целостность, свою территорию, творцов и исполнителей, особое художественное и сценическое оформление, а также насыщенное расписание мероприятий. Она предусматривает одновременные концерты музыки и танца, показы народных ремесел и национальных кухонь, сеансы «устной словесности» и мастер-классы, дискуссионные сессии и другие виды демонстрирования культурных явлений. И все это — на фестивальной площадке площадью в более чем сто тысяч квадратных метров под палатками, на открытых площадках и сценах, внутри и вокруг специальных архитектурных и ритуальных сооружений, которые иллюстрируют народные знания, навыки, традиции.

За последнее десятилетие, кроме разнообразия национальных программ, фест освещал культуры Румынии, Южной Африки, Бермудов, Шотландии, Мали, Гаити, Омана, Канады, Северной Ирландии, Бутана и Уэльса, стран Шелкового Пути. Памятной для многих была тибетская программа 2000 года, когда перед полумиллионной публикой выступал Далай Лама, отметив, что «этот большой фестиваль поможет сохранить нашу культуру». В ближайшие два года к выходу на Мол готовятся Колумбия, Бахрейн и Россия.

«Изюминкой» нынешнего форума стала Мексика с ее богатейшей и живой народной традицией, которая простерлась от тотемного столба (с которого на открытии словно мифологические птицы в кружении спустились на землю обряженные в перья индейцы), обрядовой «плаза», где небо традиционно встречается с землей при посредничестве ведунов, до концертных площадок, наполняющих деловую столицу жизнерадостной этнической музыкой и мелодичным пением. Нить из клубка бессмертных традиций ведет также к полевой кухне, где раскрываются тысячелетние секреты «пищи жизни и долголетия» и вызревает «солнечный напиток» — текила; до мастерских-цехов, передающим современным американцам некогда тайные мезоамериканские знания ремесла; до народной одежды, которая несет в своей орнаментике мировоззренческие представления и послания пращуров к потомкам. Усиливает этот динамичный «праздник жизни» не менее интересная по стилю и духу программа народов Азиатско-Тихоокеанского региона, в которой ощущается тысячелетняя традиция восточной изысканности и мудрости. Этот планетарный простор органически дополняет гаитянская специальная программа, словно нежный фрагмент уцелевших от январского землетрясения этнических мозаик.

Отдельным блоком стала программа «Смитсониан: взгляд изнутри», где специалисты из десятка легендарных музеев вынесли на вашингтонскую аллею вызовы своей профессиональной жизни. Кстати, особую «просветительскую» роль на фестивале играют ученые, художники и музейщики, которые помогают сформировать благоприятную атмосферу для раздумий и ощущений, коллективного диалога, «усвоения» исторической и культурной информации от ее аутентичных носителей к международным зрителям через переводы и интерпретации. Удивительно, но все — как дежавю. Возможно, с подачи Стивена Вейла, который предсказывал, что «музей ближайшего будущего как сложное и потенциально мощное коммуникационное средство... сделает доступными для сообществ... свои глубокие экспертные функции в донесении истории, выявлении эмоций, пробуждении воспоминаний, активного воображения и побуждении к новым открытиям». Мысли выдающегося музеолога утверждают простые посетители фестиваля, считая, что «...одной из главных задач музеев является обеспечение форума для людей, имеющих отличия. И не стоит пытаться изменить чье-то мнение, соглашаться друг с другом, важно создать нейтральное пространство, где бы люди могли собраться и проявить себя».

В структуре Смитсоновского института фестиваль имеет статус музея, а значит, его программы получают статус выставок на паритетных началах с экспозициями других музеев этого учреждения — с едиными требованиями и стандартами качества. Цель заключается в создании выставок высшего сорта для правдивой презентации культурных традиций сообщества путем тесного сотрудничества с ее носителями. Такой подход обеспечивает международных участников фестиваля уникальным опытом, как своеобразным стандартом в сохранении и популяризации культур на национальном уровне.

В этом контексте знаменателен факт официального приглашения Украины к участию в Смитсоновском фольклорном фестивале в 2014 году, переданного Президенту Украины во время его визита в США. Впервые получили такую возможность с 1988 года, когда к 1000-летию крещения Украине-Руси на Моле освещали этнические культуры СССР. Тогда был показан песенный фольклор из России, Украины, Эстонии, Литвы, Грузии, Узбекистана, Азербайджана, Якутии и Тувы. Наибольшее представительство имели россияне, а украинскую народную традицию олицетворяла Ульяна Кот. И хотя тогдашняя программа была чрезвычайно «закомплексована» идеологически, по сей день в Вашингтоне помнят незабываемые выступления этой простой крестьянки и народной мастерицы-ткачихи с Ровенщины, которая поразила зрителей знанием сотен народных песен и их искренним исполнением. Говорят, что Украина тогда «вытягивала» фестивальную программу, формой и содержанием. Вспоминают, как возмущалась пани Ульяна, когда ее коллеги из братских республик просили себе на выступления ее украинские запаски. От той краткой вспышки остался заметный след — аудиозаписи нашей славной землячки пополняют фольклорную сокровищницу США, сборник записей Смитсоновского центра фольклора, среди которых десятки получают каждый год престижные музыкальные награды Academy, Emmy и Grammy.

Критериев выбора страны-участницы — три: наличие действенных партнеров (как правительственных, так и общественных), интересный контекст-история и живая традиция, финансовая способность реализовать проект. Посильно содействуют программе Посольство Украины в США, неправительственные американско-украинские организации, Национальный центр народной культуры «Музей Ивана Гончара», Национальный союз мастеров народного искусства Украины. Сегодня — слово за Министерством культуры и туризма. Верится, что после успешного принятия чемпионата Евро-2012, Смитсоновский фестиваль станет следующим мощным шагом утверждения нашей этнической и государственной идентичности уже на американском континенте.

Полноценное появление новейшей Украины в сердце США может стать незабываемым культурным и политическим событием не только для американцев. Ведь для нас это — возможность окинуть себя новым взглядом, сняв шоры мифологем и фальсификатов, задуматься над собственной привлекательностью и значимостью для мира. А еще — шанс объединиться и сознательно очертить национальную идею как ориентир для дальнейшего прогресса нации и утверждения в сознании человечества самобытных явлений украинского бытия.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать