Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

На раздорожье в «тоталитарных штанишках»

30 сентября, 20:33
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Какой будет Украина через пять, десять лет? Очевидно, у каждого мыслящего человека есть свой ответ на этот почти риторический вопрос. В № 118 «Дня» были опубликованы десять эссе молодых авторов — представителей общественных организаций, которые попробовали нарисовать портрет Украины 2010 года. Позиции и прогнозы авторов во многом оказались тождественными: Украина-2010, считают они, — это европейский выбор, победа демократических ценностей, экономический подъем, социальная стабильность и тому подобное. Однако наиболее яркой, на мой взгляд, объединительной чертой этих эссе является традиционный юношеский идеализм. Поддерживая обеими руками все идеи и мысли, высказанные молодыми оптимистами, в то же время выскажу собственное убеждение, что описанное ими — не Украина-2010, а, скорее, Украина 2020—2030 (и то — в лучшем случае). И дело даже не в том, что шесть лет — слишком малый срок для скачка Украины в «светлое будущее» — экономическое, политическое, социальное (вспомните 1998 год и сравните с сегодняшним днем — много ли кардинальных изменений к лучшему произошло в обществе за эти шесть лет?).

Наибольшей проблемой, которая мешает Украине достичь успеха быстрыми темпами, как по мне, продолжает оставаться «разруха не во дворцах, а в головах». Общественная сознательность, раздавленная семидесятилетним тоталитарным прессом, никак не может выровняться в полный рост и определиться с путем развития. Посмотрите на данные многих социологических опросов, которые касаются фундаментальных для Украины вопросов. Эти данные пугают. Ни одного общественного консенсуса — одни только противоречия. Все важнейшие вопросы — ЕС или ЕЭП, украинский или русский язык, капитализм или социализм, рыночная или административная экономика, НАТО или ДКБ — разрывают социум пополам. По большому счету, Украина до сих пор стоит на раздорожье, а хрестоматийный вопрос — «Что мы строим?» — даже теперь (через 13 лет после образования государства!) остается открытым.

В такой ситуации даже «золотой» президент (вместе с правительством и парламентом) не достигнет никакого успеха на пути к определенной цели. Кстати, то, что цель и до сих пор не определена, — факт, подтверждений которому хватает. Одно из них — решение о «русском» реверсе нефтепровода Одесса — Броды, которое на 180 градусов поворачивает не только движение нефти, а и направленность экономики Украины.

Многовекторные «страдания» политической верхушки являются зеркалом неопределенности (и безразличия) общества — если бы путь был избран раз, навсегда и всеми, Украина не напоминала бы флюгер.

Отдельный разговор — о нашей политической элите. Сейчас как раз продолжается «смена поколений» — бывших партийных аппаратчиков (тех, кому нынче 60—65) активно вытесняют бывшие комсомольские лидеры (нынешние 45—50 летние). Отом, что эти люди приходят «всерьез и надолго», свидетельствовал хотя бы такой факт, что на государственном (!) уровне отметили 85 летиекомсомола (очевидно, чтобы народ не забыл, «кто в доме хозяин»). Стоит ли доказывать, что для большинства политиков-«комсомольцев» (за незначительным исключением), как и для их «старших товарищей», европейские ценности — это что-то абстрактное? Вышколенные советской системой, они вряд ли смогут (и захотят) забыть «совковый» стиль руководства, который отнюдь не похож на европейский.

Все наши теперешние проблемы отлично понимают и в Европе, которая терпеливо ожидает, пока Украина вырастет из «тоталитарных штанишек». А произойдет это (и мы вынуждены это откровенно и мужественно признать) только через 10— 20 лет — тогда, когда общество «по капле выжмет из себя раба», избавившись от советской ментальности, а к власти придут представители сегодняшнего молодого поколения — те, кто уже сегодня видит Украину в Европе и уже не будет спрашивать, что строить и куда идти.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать