Перейти к основному содержанию

«На стыке двух миров»

Харьковчане — о переменах в окружающем мире
02 ноября, 11:46

Завен БАБЛОЯН, переводчик, издательство «Око»:

— Я не вижу ощутимых перемен за последнее время. Возможно, что-то будет меняться после нынешних выборов... Из интересных для мне событий порадовала живая реакция на перевод «Ворошиловграда» Жадана в России, появление которого стоило множества усилий. При этом общая тенденция в книгоиздании огорчает — сейчас наступил такой период, когда массовые формы умирают, а нишевые еще не развиты. Правда, в литературной и читающей среде я вижу положительное, радующее движение к консолидации. Это отчетливо наблюдалось и на Летней школе по литературе «Маруся», и на Международном конгрессе переводчиков в Москве, и на чудесном «Книжном Арсенале» в Киеве. Если говорить о своей жизни, то меня порадовала дочь, студентка Художественной академии. У нее была реставрационная практика в монастыре, она получила удивительный опыт. А вот продолжающийся распад и деградация системы образования наоборот, чрезвычайно огорчает. Боюсь, это всего лишь часть общего процесса развала в обществе, противопоставить которому мы можем, как и в случае литературы, только одно — неравнодушие и консолидацию.

Ирина ВОЙНАЯ, практикующий психотерапевт:

— Меня волнует духовное развитие общества. В последнее время я заметила, что в публичную речь проник тюремный сленг. По подросткам и детям видно падение культурного уровня, произошла смена моральных авторитетов. Правящая партия диктует поведенческие стереотипы, грубость и безнаказанность властных структур перешла во все слои общества. Не могут не огорчать негативные тенденции — безработица, падение уровня жизни, урезание зарплат. У меня подруга — заведующая отделением в больнице, говорит, что на ее зарплату врача сейчас невозможно выжить. Уничтожается малый бизнес и производство. Многие фирмы просто закрылись из-за огромных налогов. Но при этом, словно пир во время чумы, в центре Харькова построен развлекательный комплекс. Ужасно, что для этого «Диснейленда» вырублен парк Горького. Люди, которые гуляли с колясками, катались на велосипедах, кормили птиц, белочек, теперь не могут зайти в парк. Вместо живого контакта с природой детям предлагают искусственные развлечения... Хотя есть много радостного. Радует объединение людей в творческие коллективы, танцы на площади. Радует семья, общение с друзьями, работа. Я очень счастлива, когда мне удается помочь людям, моим пациентам, решить их проблемы.

Эдуард БЕЗРОДНЫЙ, ведущий актер Харьковского государственного академического драматического театра им. Т. Г. Шевченко:

— Я сейчас много играю в театре, снимаюсь в большой роли в фильме Леся Санина. Последние два месяца идут съемки, это замечательное событие. Мы снимаем по всей Украине, но основное действие происходит в Харькове в 1920-е годы, когда он был столицей. Сценарий был написан совместно с американцами. По сюжету НКВД преследует ребенка, который хранит секретные документы. Кстати, в одной из ролей также снялся Сергей Жадан. Съемки должны закончиться к концу декабря. Важные перемены произошли в репертуаре. На сегодня исключили все спектакли Андрея Жолдака. Можно сказать, что они «умерли» естественной смертью — режиссер ни разу не приехал на постановки, публика перестала приходить, и мы с почестями «похоронили» спектакли. Зато вот уже два года мы играем пьесу «Примадонны», и постоянно собираем полный зал. Только за прошлый сезон спектакль собрал миллион гривен. Это настоящий прорыв. А, чуть не забыл! Неделю назад мне присвоили звание заслуженного артиста Украины! Так отметили мои двадцать лет на сцене. Привезли на награждение прямо со съемок.

Константин Куц, адвокат, учредитель кафе «У старика Хэма»:

— Что порадовало в последнее время? Конечно, появление нашего кафе — паба, которому уже исполнилось два месяца. Это было долгожданное и радостное событие не только для нас, но и для города. В Харькове очень много заведений общественного питания, но они мало отличаются друг от друга. А наша идея была такова, чтобы люди могли не только поесть, выпить, но и пообщаться. Мы выбрали своим символом Хэмингуэя, который знал толк в жизни и любил ее. Мы мечтали о таком заведении «с душой», так что это материальное воплощение наших надежд, реализация желаний. Теперь здесь проходят творческие встречи, презентации, концерты.

Из общественных событий порадовали выборы. Я вижу, что все больше людей разочаровываются в нынешней власти, и это также хорошая тенденция, повод для позитивных перемен. Огорчает то, что плохие люди умеют переступать через морально-этические принципы, и на этом основании объединяются и упорно движутся к своим целям. То есть хотя плохих людей в социуме меньше, но они лучше организованы, и их низменная система ценностей преобладает. Впрочем, это касается не только Украины, но и всего мира.

Елена Остапченко, редактор:

— Самое плохое, что произошло со мной за последнее время, — это уничтожение мейлом. ру без объявления моего почтового ящика со всем его содержимым. Там я хранила письма близкого человека, теперь их не восстановить. Из хороших событий — открыла для себя писателя Трумена Капоте. А еще приняла участие в съемках фильма «Дао» Ильи Хржановского, благодаря чему познакомилась со множеством интересных и неординарных людей. Сейчас начался новый этап фильма. Объявили о запуске проекта «Город на высоте» — на крышах здания Госпрома и Университета будет создана реконструкция Москвы прошлого века...

В социуме огорчает уничтожение профессии, профессионализма — это касается всех отраслей. Я наблюдаю некий «отбор худших», происходит что-то вроде отрицательной селекции. На мой взгляд, характерной негативной чертой стала необязательность стремления к идеалу. Вообще необязательность и безответственность в деятельности большого числа людей. Из-за этого в обществе процветает серость. Я не говорю о том, что нет отдельных талантливых личностей. Молодые состоявшиеся люди очень радуют, но это происходит, скорее, вопреки общей направленности.

Сергей КАНЦЕДАЛ, куратор галереи «Ермилов Центр»:

— Я два месяца назад вернулся из Италии, где был довольно долгое время — почти все лето. Поэтому осень в Харькове для меня проходит на контрасте между Италией и Украиной. В Риме и Фолиньо я организовывал две персональные выставки харьковского художника Романа Минина. События вызвали большой интерес у итальянской публики. С одной стороны, для них это все экзотика — украинское искусство, шахтеры. Но с другой стороны, наше искусство вписывается в их тенденции и концепции. Зато возвращение в Украину вызвало у меня и у Минина шок от обилия «Лексусов» в аэропорту «Борисполь» — мы, наверное, отвыкли. Огорчило обилие политической рекламы и другие факторы, которые здесь пока непреодолимы. Тем не менее, Украина, в частности Харьков, — это место, где творческие люди чувствуют себя более комфортно. И как бы художник ни хотел переехать в другую страну мира, в Европу, он востребован именно здесь. Например, Роман Минин нужен в Украине таким, каким он есть. Его искусство здесь несет определенную информацию и приносит пользу. Это его страна, его контекст, его искусство. Что касается Европы, то она тоже сейчас переживает определенный кризис — социальный и психологический. Неизвестно, стоит ли нам стремиться к Европе. Я сам стараюсь жить на стыке двух миров. Каждое лето я уезжаю за границу, набираюсь там энергии, к осени возвращаюсь, провожу здесь год, работаю. Сейчас и художникам, и кураторам, и искусствоведам очень важно много путешествовать, изучать языки, смотреть, что происходит в мире, Интернета для этого не хватает. В последнее время здесь появляется спрос на современное искусство — и это очень большой позитивный сдвиг, у искусствоведов появляются возможности реализовать свой потенциал, организовать выставки, придумать фестивали, цикл лекций. Рано или поздно мы придем к пониманию, что современное искусство нужно для развития общества.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать