Кто стыдится признать недостатки свои, тот со временем бесстыдно будет оправдывать свое невежество, которое является наибольшим пороком.
Григорий Сковорода, выдающийся украинский философ-мистик, богослов, поэт, педагог

Национальная идея: мечты и реальность

10 марта, 2005 - 19:35
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Последние несколько лет на страницах «Дня» время от времени возрождается дискуссия об украинской национальной идее. Однако странно то, что во время переломных событий в украинской истории эта тема как-то ушла на второй план. Поскольку я считаю, что пора не только обсуждать, но и воплощать национальную идею на практике, то позволю и себе внести скромную лепту.

Я пошел в школу в 1992 году — в год первого полноценного учебного года в независимой Украине. На волне постперестроечного плюрализма все четче стали проявляться элементы социальной анархии, обильно сдобренные гиперинфляцией. Последующие будни авторитарно-олигархического режима бросали то в жар, то в холод. Моя «школьная жизнь» окончилась в июне 2002 года. В год знаковый и символичный, заложивший предпосылки сегодняшних событий. И что самое интересное — я рад за эту эпоху попустительства. Я не был обременен идеологической головомойкой «пионерских» и «комсомольских» ячеек. Мои учебники не пестрели портретами и изречениями вождей мирового пролетариата. В то же время этот вакуум давал знать о себе, потому я стал больше размышлять еще с младших классов. Мои поиски ответов на вечные и будничные вопросы натыкались на родителей, СМИ и литературу на фоне усиливавшихся тенденций мирового глобализма. Что доказывает — несмотря ни на что, национальная идея на гребне глобализма и альтерглобализма стала еще одним атрибутом массовой культуры.

В дискуссионном клубе при Гуманитарном университете «Запорожский институт государственного и муниципального управления» в последний год поднималось множество злободневных тем, касающихся нашего государства, и что примечательно, почти каждый раз мы так или иначе касались темы национальной идеи в Украине. Никто не отрицал значимости национальной идеи и ее консолидирующей роли. Но одни склонялись к тому, что ее на данный момент в Украине не существует, поэтому национальную идею нужно немедленно сформулировать и провести мероприятия по ее внедрению в массы. Другие же склонны считать, что она существует, но государство не стимулирует ее функционирование в социуме. К тому же данная группа отвергала наличие социально-политического раскола в Украине. Консолидирующей мыслью стала теория социокультурной гетерогенности, изложенная проректором нашего университета И. Грозовским. Разнородность двух частей Украины, словно мужское и женское начала, и их «отличие» друг от друга способствует созданию семьи с дальнейшей репродукцией потомства. В пределах государства это должно вылиться в экономические успехи Украины, что в свою очередь должно нивелировать все чаще звучащие высказывания, направленные на федерализацию нашего государства.

Если взять за основу тезис, что украинский народ в конце 2004 года наверстал упущенное за свою инертность в 1991 году, то имеет шанс на реабилитацию и наш край. Ведь и Запорожье как казацкая колыбель, считай кузница украинского свободолюбия, не взяла тогда на себя ношу возрождения духовности и государственности украинского народа. Судьба дает нам еще один, возможно, последний шанс на это, и мы просто обязаны им воспользоваться. Ведь кроме классического самоидентифицирования большая часть украинцев идентифицирует себя как потомков запорожских казаков.

Мы слышали и читали не один десяток «проектов» украинской национальной идеи. В них много рациональных зерен, но в то же время они страдают из-за свой линейности и анахронизма. Исходя же из того, что невозможно при помощи копии повторить успех оригинала, нам следует разработать нелинейную национальную идею. Эта идея могла бы консолидировать не только граждан Украины, но и, возможно, она бы наметила принципы выхода из стагнации всей западной цивилизации. И покончить с дамокловым мечом, который водрузили работы Освальта Шпенглера и Питирима Сорокина.

По моему мнению, у нас есть лишь два пути. Первый — медийный, второй — вирусный. Медийный вторит ныне господствующей информационной эре и заключается в тотальном репродукционизме символов украинской нации, адаптированных к медийному пространству ЕС и к формату западной цивилизации. Мода на все украинское при помощи информационных технологий может привести к созданию красивой «обертки», но вряд ли это приблизит нас к единому консолидированному государству, поэтому более рационально выглядит «вирусный» путь. В основе данного пути — концептуальные принципы вирусного маркетинга. Т.е. символы украинского государства должны сочетаться с принципами социальной справедливости, которые модифицировались в стратегию жизни отдельного гражданина. Идеалом же данной теории мог бы стать синтез пандемизма Марины и Сергея Дяченко с конкордизмом Владимира Винниченко.

Дорог много, и нам важно найти свою, ведь идти ею еще не одному поколению.

Юрий МОСАЕВ, Гуманитарный университет «Запорожский институт государственного и муниципального управления»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ