Перейти к основному содержанию

Национальное чванство с примесью ностальгии

Об «исторической» нации и нациях-«неудачниках»
09 февраля, 00:00

Уважаемая редакция «Дня»!

В двух статьях «Вечера на хуторе близ Европы» («День», №14 и 17) профессор Владимир Дергачев рисует прямо-таки апокалиптическую картину бедствий, которые натворили у нас «истинные украинцы». Они якобы ведут пагубную национальную политику, отказались от общего русско-украинского культурного наследия, отреклись от великих соотечественников, даже от Н. Гоголя, и пытаются принудить граждан понизить свой социокультурный статус за счет отказа от маргинальной русско-украинской культуры.

Сначала я ничего не мог понять. Гоголь — мой любимый писатель, и кто может принудить меня отказаться от него? Может уже принят новый закон, по которому за чтение Гоголя полагается срок? Эти «истинные украинцы» на все способны! И тем не менее, украинские радио- и телеканалы регулярно передают новости культурной жизни России. Российских телефильмов и кинофильмов мы видим, наверное, в сто раз больше, чем украинских. В городах Украины мы совершенно свободно можем купить русские книги, в том числе и новейшие издания сочинений Гоголя. Украинской же классики вы не найдете даже днем с огнем. Во всех вузах студентам читают курс «Українська і зарубіжна культура», в котором русско-украинские классики занимают подобающее им место. Кто же от такого наследия отказывается?

Потом стало проясняться, когда В. Дергачев объявил Гоголя мыслителем европейского масштаба. Да не был Гоголь мыслителем, тем более европейского масштаба! Он был гениальным художником, но решительным противником модных тогда в Западной Европе идей свободы, равенства и братства людей, идей нарождающегося либерализма. Гоголь считал крепостное право естественным состоянием для русского крестьянства, а образование — вредным для низших классов. Он вместе с другими выдающимися писателями России был причастен к созданию культа политического идолопоклонничества, обожествлявшего средневековый николаевский режим и его имперскую политику. Все, кто действительно любят и читают Гоголя, а не только выписывают цитаты для подкрепления своих тезисов, знают это и не пытаются приписать ему достоинства, которых у него нет. «Ностальгирующие» же граждане ценят Гоголя не за художественные достоинства его произведений, а за отчетливо выраженные имперские мотивы. Только сильнейшая ностальгия может заставить человека сделать вывод, что концепция Великой французской революции о равенстве и братстве всех народов устарела, а вот средневековая николаевская имперская концепция подходит нам в самый раз.

Господин Дергачев весьма прозрачно намекает, что украинская национальная культура — провинциальная, хуторянская, не способна объединить народ. Этот намек дурно пахнет. Никто не сомневается, что русская культура великая, но почему ее величие надо доказывать унижением украинской? Творчество лучших украинских мастеров культуры, таких как Т. Шевченко, Л. Украинка, М. Коцюбинский, И. Франко, В. Винниченко, М. Заньковецкая, Н. Хвылевой, Л. Курбас и многих других, никак нельзя назвать хуторским, оно было тесно связано с традициями мировой культуры, в том числе и русской. Украинские писатели Т. Шевченко, И. Франко, М. Драгоманов были мыслителями европейского масштаба.

В. Дергачев не придумал ничего нового. Шельмование национальных культур нерусских народов широко практиковалось в обеих империях — Российской и Советской. Например, в николаевской России интеллигенция создала имперский вариант решения национального вопроса. Великорусская нация объявлялась нацией «исторической», осуществившей свою национальную идею, создавшей великую империю. Все другие народы империи — «неудачники», годные, как этнографический материал, служить лишь «удобрением» для великорусской нации. Украинский народ считался, конечно же, «удобрением». Поэтому украинский язык считался неполноценным, мужицким, а его употребление будто бы свидетельствовало о низком уровне культуры. Знакомые мысли.

Сейчас, когда мы живем в демократическом государстве, каждый гражданин имеет право говорить на том языке, на котором он сам желает, и считать свою национальную культуру лучшей. Но это право обязывает его уважать культуры других наций. Публично называть украинскую национальную культуру провинциальной — это не что иное, как национальное чванство, которое ни к чему хорошему не приведет.

Желаю вам творческих успехов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать