Надежда на Майдане
Как сделать так, чтобы она была счастливой молодой девушкой в будущей Украине?Ее зовут Надежда. Она ученица 10 класса обычной киевской школы. Училась не отлично, но успевала. Последние несколько лет она жила без матери. А отец вынужден ухаживать за старыми родителями в другом районе города, куда нужно ехать несколько часов подряд. Поэтому около нее появляется редко. Конечно, он пытается решать главные материальные потребности девушки, платит за квартиру, обеспечивает продуктами, одеждой и другими необходимыми вещами. Но видит ее нечасто. Девушка талантлива, ей даются языки и филология, особенно украинская. С отцом отношения не складываются, как и у большинства подростков. Она, конечно же, знает больше и лучшую жизнь, чем он. Она, конечно, знает и умеет жить лучше, чем он, а он не бизнесмен, не взяточник, не звезда телевидения, не бандит, не спортсмен-качок, не выдающийся политик и не супермен и не волшебник. У него нет машины Лексус, нет валютного счета, нет всех иных атрибутов успешного человека, которые сегодня, к сожалению, ценятся в нашем обществе. Он не моет полы офисов в Германии или Португалии, или где-то еще в Европе.
И действительно, что он может рассказать дочери о жизни — что нужно учиться, получать высшее образование, искать интересную работу и честно работать, правильно строя свое карьерное восхождение? Нет, такое в нашей стране просто невозможно. Что он может рассказать дочери, что на протяжении 50 лет своей жизни он честно работал, и его уволили со всех должностей — научного сотрудника института Национальной академии наук, потому что наука в Украине не нужна. Он безработный и зарегистрирован на бирже труда. Но, к сожалению, на бирже труда не платят, как это делается в развитых странах, достаточно денег для содержания семьи, для обеспечения себя, содержания и лечения больных родителей.
И вот в жизнь нашей Надежды ворвался Майдан и все современные изменения и события в обществе. Она попала туда. Там интересно, там не учат жить, убирать квартиру, ходить в школу, стирать, ухаживать за родными бабушкой и дедушкой. Там весело и интересно. Там везде есть ее одногодки, там иногда нужно убегать от атак «Беркута», прыгать из окон, там нужно помогать взрослым. Они благодарят, они поддерживают. Здесь кормят. Вот где настоящая жизнь! Она там нужна, и она там. Школа, одноклассники, отец, семья? Неинтересно. И ей здесь нравится. Правда, здесь иногда убивают людей. Но, по-видимому, и к этому возможно привыкнуть. Она на Майдане. Не думаю, что ее интересует будущее страны, не думаю, что она полностью разбирается в своем возрасте в хитросплетениях политической ситуации в Украине.
Она на Майдане. Что дальше? Еще несколько месяцев и возможность закончить учебу вместе с одногодками будет утрачена. Не получим ли мы еще одно потерянное поколение? Да, может, она будет хорошей активисткой Майдана, возможно, она со временем научится понимать политическую, экономическую и социальную ситуацию в мире и своей стране и получит свою стойкую гражданскую позицию.
Но очень хотелось бы, чтобы у Надежды было будущее. Чтобы она могла развить свой талант филолога, выучила языки и тому подобное... Потому что вполне может быть такое, что она научится умело бросать «коктейли Молотова» и бросать камни в милиционеров, а может, и стрелять. Весьма возможно, она научится ненавидеть тех взрослых, которые оставили ей такую страну. Хотя, весьма возможно и все другое...
Вот и вопрос для нас: как сделать так, чтобы Надежда была счастливой молодой девушкой в будущей Украине? И чтобы она нашла свое место не на баррикадах, а в мирном обществе? Это просто, как школьная задача из учебника.
С уважением, Александр САВИЦКИЙ
Выпуск газеты №:
№51, (2014)Section
Почта «Дня»