Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Насилие — зло, которое не имеет права на существование

02 февраля, 00:00

Когда совершается какое-то ужасное преступление, пораженные обыватели удивляются: как его мог совершить их родственник, друг, сосед или знакомый. Откуда только взялась у него эта жестокость, склонность к насилию, ведь и в школе как будто нормально учился, и на улице здоровался...

Их до наивности ограниченное мировоззрение не может постичь, что за показной добропорядочностью может спокойно скрываться свирепый зверь, и именно этот звериный оскал является его настоящей сущностью, а не маска добропорядочности, за которой он прячется. Но можно ли упрекать людей за их человечность? Они спрашивают: откуда берется такая жестокость, такое насилие? Слишком наивный вопрос. Жестокость, насилие — всюду, стоит только взглянуть вокруг. Но люди этого по большей части не видят, спрятав взгляд за розовыми очками. Мы не хотим этого видеть! Ибо слишком страшная картина предстанет перед глазами.

Ведь жестокость, насилие ребенок способен ощущать еще до рождения, в утробе матери, которая подвергается насилию, скажем, со стороны своего мужа. Но худшее ждет ребенка после его рождения. Разве вы никогда не замечали, что есть дети, которые даже в совсем раннем возрасте получают удовольствие от того, что систематически наносят физическую боль своим ровесникам, а то и всем окружающим. Родители же, вместо того, чтобы прекратить безобразие, довольно прищуриваясь, пророчат, что, мол, «будет боевым парнем», «не даст себя в обиду» и т. п.

Впервые с сознательным насилием ребенок сталкивается уже в детсаду. Здесь, в первом в его жизни коллективе, куда ребенка бросают, большей частью, против его воли, ребенок впервые встречается с таким непременным проявлением коллектива, как борьба за лидерство, которая сопровождается, в первую очередь, насилием над другими. А цель этой внешне незаметной борьбы — достичь лидерства для того, чтобы иметь превосходство над другими, диктовать им, заставлять подчиняться, под страхом, опять же таки, насилия...

Ну а дальше — настоящий заповедник насилия по имени «школа». Несмотря на все попытки педагогов сеять «разумное, доброе, вечное» в этом огромном коллективе настоящий Клондайк для того, кто не может жить без насилия. Ведь, согласитесь, в каждом (!) классе всегда были и есть верховоды, которые выдвинулись благодаря насилию и паразитируют среди учеников именно благодаря насилию. Меры педагогов в отношении к этим «крутым ученикам» практически абсолютно неэффективны, поскольку со времени отмены в школах «наказания розгами» не существует ни одного (!) законного способа ошутимо наказать их. Поэтому у этого нахального вида, который паразитирует на себе подобных, развязаны руки. Поэтому именно в школе ребенок «во всей красе» видит (и, что страшнее всего, ощущает на себе!) оскорбления, пренебрежение, унижения и ужасное в своей будничности понятие «драка», а вернее — когда большей частью сильные и тупые бьют более слабых и умных.

И это школа! Что уже говорить об улице, где испокон веков господствуют свои законы, неизменно и целиком базирующиеся на насилии и звериной жестокости. Ведь не секрет, что когда спорят два мальчика, спор будет решаться не путем переговоров и уступок, а именно путем грубого насилия. И будут меряться силой не только эти двое подонков, как это было во все времена. Потому что каждый подключит брата, друга, знакомого, тот — еще кого-то, наконец, какого-то уголовного элемента, и все может закончиться трагично. А что говорить о множестве беспризорных детей, которых воспитывает улица. Что, кроме тотального, грубого, ежедневного насилия эти дети видят в жизни? Возможно, у этих детей могло быть большое будущее. Могло, а реально есть только страдание и извращенное насилием миропонимание, которое неумолимо тянет их в трясину преступного мира.

Но самым страшным является даже не это. Ужаснее всего то, что все смирились с таким положением вещей. Вместо того, чтобы разоблачать и нещадно искоренять насилие из всех сфер жизни, люди склонны возлагать всю вину на «трудные времена» и «культ насилия на телеэкранах». На самом же деле этими отговорками люди прикрывают свой страх. Они просто боятся. И правы. Ибо, в случае чего, вряд ли кто-то их защитит.

Что касается трудных времен и культа насилия на телеэкранах. Да, эти факторы действительно имеют место и влияют на склонность к насилию. Но вместе с тем, скажите, пожалуйста, почему во все времена были и есть беднейшие люди, которые, однако, никогда не поднимут руку на чужое, а есть такие, которые утопают в богатстве и занимаются грабежами и разбоем ради развлечения? Почему есть дети, которые независимо от того, что именно показывают на телеэкране, никогда не причинят зла другим, а есть такие, которые сразу же после просмотра фильма о насилии спешат испытать на ближнем только что увиденное? Значит, по-видимому, проблема здесь не только в этом...

А тем временем у нас почему- то и до сих пор господствует дикая, варварская практика, согласно которой практически все конфликты пытаются решать путем насилия. Но старшее поколение еще помнит, как несколько десятилетий назад решать проблемы насилием считалось вершиной бескультурья и невоспитанности, и влекло за собой непременное общественное осуждение. В наше время и для нашего поколения насилие — почти норма. Так неужели мы настолько деградировали? Неужели мы безудержно скатываемся до уровня животного мира, где все решает воля не правого, а более сильного?

И если мы хотим жить в цивилизованной стране, среди цивилизованных людей, нужно бороться с насилием всюду и всегда, начиная от семьи и улицы, от детского садика и школы, вуза, работы и заканчивая внутренней борьбой с собственными животными инстинктами.

Надо наконец искоренить из обихода само понятие «насилие». Следует сделать уголовно наказуемой даже любую осознанную угрозу насилием (пока что уголовно карается только угроза убийством, впрочем, эту статью редко применяют, поскольку ее очень трудно доказать), время отучить людей разбрасываться угрозами направо и налево. В конце концов, нужно добиваться, чтобы совершение акта насилия было самым постыдным, самым унизительным для человека поступком, чтобы человека, его совершившего, публично презирали все от старого до малого. И это — кроме, собственно, наказания. А то иногда бывает, что человек, который утвердился путем насилия, вызывает не осуждение, а восхищение среди окружающих.

Безосновательное насилие должно быть раз и навсегда вычеркнуто из истории человечества. Но насилие как наказание за насилие должно иметь место и должно быть не меньшим, чем насилие причиненное преступником жертве.

Но хуже всего является то, что в значительном количестве случаев насилие не карается совсем (из-за укрывательства, угрозы, подкупа, наконец, нежелания доказывать дело в суде и многого другого...). А насилие должно наказываться! Каждый, даже, на первый взгляд, самый невинный акт насилия должен наказываться, чтобы это не переросло в большее... И должен сурово наказываться. Для этого государство должно разработать простую, быструю, прозрачную систему привлечения к ответственности преступников, в то же время надежно защитив пострадавших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства.

Суровость наказания действительно является очень важной. Но стократ важнее суровости наказания — неотвратимость наказания. Только неотвратимость наказания для всех виновных независимо от чина, должности, богатства и влиятельности способно искоренить насилие и вернуть доверие общества к правоохранительным органам и правосудию.

К счастью, современный цивилизованный мир стремится к гуманности, миру и согласию. И может быть, хоть в третьем тысячелетии человечество наконец избавится от дикого, варварского наследия прошлых веков, зла, звериным оскалом и каленым железом пронизывающего всю историю человечества, зовущегося страшным словом «насилие»!

ОТ РЕДАКЦИИ: Мы предлагаем читателям и экспертам — в первую очередь педагогам и юристам — поделиться собственным видением решения поставленной в письме проблемы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать