Не столько о пребывании с Польшей в едином государстве, сколько о пребывании за пределами Московского царства
По поводу статьи О. Пахлевской «Ave, Europa, morituri te salutant!» («День» № 235-236 от 23 декабря 2011 года)Я не вступаю в полемику с автором и свои заметки называю не «отрицать», даже не «дополнить», а только «уточнить». В указанной статье, с моей точки зрения, неудачно объясняется, что вылом Украины из антиевропейского монолита произошел «благодаря в основном более чем трехсотлетней близости с Польшей и пребыванию с ней в едином государстве». Здесь уместнее было бы сказать о не столько пребывании с Польшей в едином государстве, а о пребывании за пределами Московского царства (позже Российской империи). А пребывание вместе с Польшей и за пределами Москвы — далеко не одно и то же. Во времена могущества украинского государства — Киевской Руси — Ростово-Суздальская земля, более поздняя Московщина, была далекой его окраиной, слабо развитой в хозяйственном и культурном отношении, в Залесье свет христианства утвердился на столетие позже, чем в Киевской, Чернигово-Северской или Галицко-Волынской землях. Варварское ограбление Киева со злодейским похищением Вышгородской иконы Пресвятой Богородицы не способствовало присоединению славной метрополии к образуемому хищническому государственному центру.
Украина, на столетие раньше освободившись от татаро-монгольской зависимости после разгрома татар на р. Синюхе литовским князем Ольгердом, оказалась за пределами возможного влияния Московского княжества, которое даже после освобождения от татарского ига, к сожалению, унаследовало наихудшие золотоордынские черты. Именно московское православие, в отличие от балканского, украинского или белорусского, стало самым неудачным проявлением византийства.
Известно, что в домонгольский период, даже во времена наибольшей феодальной раздробленности, культура и искусство Киевской Руси достигли высокого уровня развития, о чем свидетельствуют киевские летописи, философские произведения Иллариона и Смолятича, «Русьская правда» и «Поучение детям» В. Мономаха, «Слово о полку Игореве». Известный украинский искусствовед Ю. Логвин находил в искусстве поздней Киевской Руси зародыши Возрождения. Он доказывал, что если бы не разрушительное монгольское нашествие, остановившее культурное развитие государства, наша родина стала бы предвестницей новых времен. Об этом искусствовед аргументировано говорил в своих публичных лекциях в Доме научно-технической пропаганды в Киеве в начале 70-х годов, в годы едва ли не наибольшего маланчуковского террора против украинской культуры. К сожалению, у меня не сохранилось письменных свидетельств о таких рассуждениях лектора (статьи, брошюры, книги).
Попав в подчинение к литовским князьям, большая часть украинских земель, в сущности, образовала с Литвой Литовско-Русьское княжество. Первое крещение литовцев при посредничестве киевского духовенства происходило в православном варианте христианства, государственным языком княжества был русьский (староукраинский) язык, свод законов государства, т. н. «Литовский устав», создан на основе «Русьской правды». Радивиловская летопись создана по образцу предыдущего украинского летописания. Только после унии Литвы с Польшей большинство украинских земель подпали под польское властвование. Но это не означает, что Украина подверглась культурному влиянию Польши, а скорее непосредственно латинизированной Западной Европы, с сохранением первобытного византийского влияния.
Благодаря победе литовского князя Витовта над татарской ордой на р. Синюхе украинские земли на сотню лет раньше московских освободились от татаро-монгольской зависимости. Кроме того, у последних сохранились самые негативные черты от поработителей в местном православии. Даже в условиях колониального положения большинства украинских территорий, в котором они оказались после польско-литовской династической унии, гений украинского народа вытворил такие орудия украинского культурного самосохранения, как братства, а для обороны украинских земель — знаменитое казачество. Недаром нашу страну в XVI—XVIII вв. иностранцы называли Козакией.
Выходцы из Украины учились преимущественно в университетах Европы, а меньше в Краковской, Замойской академиях или коллегиях. Украинские братства создали свои учебные заведения, типографии, которые поддерживались казачеством. Уже в 1492 году на заказ Перемышльской епархии в Кракове печатником С. Шпольтом были напечатаны 4 украинские богословские книги — одни из первых инкунабул в Европе. В 1643 году в Париже вышла первая грамматика украинского языка И. Ужевича. Украинцы первыми среди православных народов создали сначала Острожскую, а затем Киево-Могилянскую академию, которая стала крупнейшим научно-учебным заведением Восточной Европы. Самые известные украинские ученые, государственные деятели, художники получали в них высшее образование (П. Сагайдачный, И. Выговский, И. Мазепа, П. Орлик, много представителей генеральной и полковой старшины), и только отдельные, как Б. Хмельницкий (Львовская иезуитская коллегия, которая стала впоследствии университетом), Ю. Немирич учились в польских. Именно украинская академия дала высшее образование многим выходцам из других православных стран Европы. Она отличалась от некоторых других европейских вузов сохранением запущенных в Риме некоторых научных достижений древних греков. Можно догадаться, что М. Ломоносов, обучаясь в Киево-Могилянской академии, усвоил из трудов И. Гизеля или непосредственно из древнегреческих источников атомарную теорию строения веществ, что дало ему возможность сформулировать закон сохранения материи. По-видимому, от Гизеля он перенял учение о трех стилях («штилях») литературного языка.
Несмотря на отдельные позитивные моменты пребывания Украины в составе Речи Посполитой (разрешение короля Батория организовать казачество, совместная борьба против турецкой агрессии во время Хотинской кампании, оборона украинского казачества с польским королем Я. Собеским Вены и др.), наша страна находилась в колониальном положении. Насаждая польское образование и воспитание детей знати в католическом духе, государству удалось полонизировать дворянскую верхушку на украинских землях. Поэтому Б. Хмельницкому пришлось воевать во время освободительной войны 1948—1957 гг. с войсками, возглавляемыми потомками украинцев — Потоцких, Калиновских, Заславских, Лянцкоронских, даже Вишневецких.
Небольшой экскурс в более поздние времена. Эта негативная традиция сохранилась даже тогда, когда поляки сами оказались в подчиненности Австрии и всевозможными способами не допускали украинцев в составе Галичины к управлению краем и обучению в средних и высших учебных заведениях. А уже в период межвоенной Польши в Галичине, которая Лигой Наций временно, на 20 лет до окончательного решения вопроса о ее государственности, была включена в состав Польского государства, и Западной Украине в целом запрещалось преподавание в вузах на украинском языке, квота украинцев в вузах не превышала 5%. Еще хуже было с трудоустройством. В таких трудных условиях во Львове в начале 20-х годов прошлого века действовали подпольные украинские университет и политехника, впоследствии запрещенные властью. В начале 30-х годов правительством проведена санация — разгром украинских культурно-образовательных общественных организаций. Во время проводимой парцелляции дворянских земель участки выделялись только переселенцам-полякам за заслуги на военной и полицейской службе.
Православная церковь Украины, входившая в состав Польши, не поддавалась влиянию московского, наиболее реакционного византийства, узурпируемого царской самодержавной властью, до 1686 года не подчинялась московскому патриарху. Характерно, что митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Косов в 1654 г. выступил против переяславского соглашения. Его предшественники, П. Могила и другие, искали христианского национального примирения между разными конфессиями. Известный церковный деятель, ректор КМА К. Сакович, автор «Стихов на жалостный погреб славного рыцаря Петра Конашевича Сагайдачного, гетмана Войска Запорожского» перешел в греко-католическую веру. Отношения между разными конфессиями не носили непримиримого характера, поэтому И. Слипый написал свою 17-томную историю единой украинской церкви.
Хотя Украина формально входила в состав Речи Посполитой, победоносные достижения украинского казачества, особенно победы на море и суше П. Сагайдачного и национально-освободительная война под предводительством Б. Хмельницкого, достижения в отрасли гражданского общества — Магдебургское право в городах, деятельность братств, образование, наука — КМА (известные философы И. Гизель, Ф. Прокопович, С. Яворский, Г. Конисский, Г. Сковорода) и ряд коллегий в крупнейших городах, широкая сеть городских и сельских школ, типографий, знаменитое украинское (мазепинское) барокко, заслуженно сделали нашу страну — наследницу Киевской Руси — известной в мире. Об этом красноречиво свидетельствуют слова Эразма Роттердамского, который еще в 1521 году в письме Йонасу Йодоку писал: «...я надеюсь и стремлюсь быть полезным не только немцам, но и французам, испанцам, англичанам, чехам, рутенам, а если только сумею, даже туркам и сарацинам». И пусть не обижаются другие братские славянские народы, среди славянских названы только западнее продвинутые в массив германских и романских стран чехи и «рутены» — украинцы.
Такого признания наша страна достигла благодаря сохранению достижений, традиций матери — Киевской Руси, тесному непосредственному взаимодействию с Западной Европой, оторванности от отсталой Московщины и иногда вопреки польскому господству.
С уважением Богдан САВКИВ, горный инженер, Киев
Выпуск газеты №:
№102, (2012)Section
Почта «Дня»