Недоверие верующих
На днях прихожане Храма св. Онуфрия в с. Рукомыш (этот приход принадлежит юрисдикции Украинской автокефальной православной церкви), что в Бучачском районе Тернопольской области, отказались передать Министерству культуры скульптуру покровителя храма — преподобного Онуфрия Великого — для ее участия в выставке в Лувре (см. «День» №161 от 11 сентября 2012 года).
Эта выставка будет иметь название «Скульптор барокко в Украине середины ХVІІІ века: Йоганн Георг Пинзель», а проходить — с 21 ноября 2012 года по 25 февраля 2013 года. Логично, что организаторы выставки хотели привлечь к экспозиции едва ли не самое известное произведение Пинзеля, которое убедительно доказывает, что украинское искусство времен XVIII в. органически вписывалось в общеевропейский контекст, его обратимость к идейным и эстетическим поискам той странной эпохи, которая началась с Петра I и закончилась Иммануилом Кантом.
Напрасно уговаривал напуганных неизвестно каким привидением сельчан неподкупный скрипач с портфелем министра Михаил Кулиняк. Они его и слушать не хотели. И дело же тут даже не в особой любви к скульптурам Пинзеля — вряд ли среди тех, кто выступил против передачи скульптуры для экспозиции в Лувре, найдется хотя бы один профессиональный искусствовед или, по крайней мере, нерядовой поклонник искусства, для которого Пинзель бесспорно более высокий, более интересный, более необходимый, нежели лишенные элементарной эстетической образности, но при этом массово разрекламированные русские телесериалы. Ради светлого, искреннего, настоящего отношения к творчеству Пинзеля многое можно было бы простить, но дело теперь вовсе не в этом. Неизвестным привидением, вероятно, оказался в данном случае банальный религиозный обскурантизм, который становится все более серьезной проблемой для стран, где распространены традиционные религии с сильной ортодоксальной составляющей. Малограмотные брошюры о предсказанном истинно духовными старцами конце света, о проклятом ими же Западе с его роковой культурой, об отказе от идентификационных номеров и биометрических паспортов — вот характерные проявления того религиозного обскурантизма, который мы имеем в Украине. Уже не впервые приходится мне писать на данную тему, столько уже было сказано слов по этому поводу, но именно случай с отказом передать скульптуру св. Онуфрия, выполненную мастером Пинзелем, поразил меня больше всего — я не ожидал такого от людей, которым посчастливилось ежедневно созерцать удивительное произведение гениального мастера, которым хочет гордиться даже Лувр. Где же та революционная, способная переродить человека сила искусства?..
В глубине православного сознания многих современных украинцев до сих пор живет тоталитарного рода недоверие — к обществу и его институтам, к современной культуре, к Западу. Явление подобного рода мы наблюдаем и на примере прихожан Храма св. Онуфрия в с. Рукомыш. Собственно, подобный мировоззренческий, а, следовательно, и цивилизационный выбор опасен не столько своей геополитической направленностью (или, в некоторых случаях, полной безвекторностью), сколько полным отказом признавать любые внешние авторитеты и готовностью полностью полагаться на темное, с точки зрения возможности, найти в нем позитивную сущность и внутреннее чутье. Сельские жители не захотели поверить даже своему настоятелю, который вместе с министром убеждал их дать разрешение на временную передачу скульптуры св. Онуфрия организаторам выставки в Лувре. Понятно, прихожане озадачены собственными подозрениями, что скульптуру без их ведома продадут, но в мире современного искусства подобные риски минимизируются грамотным юридическим сопровождением. Верующие из Рукомыша, не слишком хорошо осведомленны о религиозной культуре Запада, изрядно побаиваются явлений секуляризации, забывая при этом, что единственный способ как-либо противостоять секуляризации — это иметь с ней открытый, смелый, решительный диалог.
Приблизительно то же мы имеем, когда речь идет о евроинтеграции. Недоверие к партнерам по этому непростому политико-экономическому процессу подрывает фундаментальные принципы, на основе которых возможно успешное вхождение Украины с ее системой политических и экономических институций в общеевропейские структуры. Отказ временно передать скульптуру св. Онуфрия на выставку — это лишь символическое выражение более глубоких процессов, которыми болеет сознание современного украинца. Он боится и поэтому прячет то, что имеет, хотя вместе с этим теряет возможность полноценно пользоваться наследием гражданской культуры, которое несет в себе диалог с Западом. Пряча скульптуру св. Онуфрия, мы прячем свою настоящую культурную идентичность, собираясь вместо этого показать миру очередную партию заношенных красных шаровар, которые после ухода из большого спорта Андрея Шевченко и, возможно, братьев Кличко, уже не будут иметь конкуренции при исполнении культурно-представительских функций за рубежом.
Выпуск газеты №:
№164, (2012)Section
Почта «Дня»