Неожиданная встреча
Житель Николаева, душой — полтавчанинНедавно мне удалось познакомиться с Валентином Боровским-Клюевым, высоким, с седыми казацкими усами, скромным и искренним человеком, жителем Николаева, душой-полтавчанином. Сразу приходят в голову аналогии с селом Лупарево, находящимся в двух десятках километров от Николаева на берегу реки Южный Буг, неподалеку от Русской Косы, где часто люди говорят: «Мы полтавцы». Село основано полтавским полковником Лупарем в те далекие времена, когда казаки Мазепы и войско Карла ХІІ переправлялись через реку.
По приглашению Витовского украинского общества В. Боровский на красивом украинском языке читал собственные стихи, рассказывал о жизни, связывая современное и прошлое, далекое и близкое. Глубоко знает и уважает историю своей малой родины и нашей страны.
Родился В. Боровский в 1937 году в городе Новогеоргиевске (старинное название — Крылов) Кировоградской области. Его, к сожалению, уже нет, ушел под воду Кременчугского водохранилища. Детские и школьные годы прошли в городе Глобино на Полтавщине. О городе узнаем лишь тогда, когда покупаем колбасу в супермаркетах, а о его прошлом, славе и великих личностях, как правило, не задумываемся. Нужно услышать рассказ Валентина Васильевича о Глобино, городе, сохранившем казацкое название (единственное, как он утверждает), которое происходит от Глобы Ивана Яковлевича, генерального писаря Войска Запорожского, тесно связанного с именем гетмана Петра Калнышевского. Жизнь Ивана Яковлевича Глобы трагически закончилась в ссылке в Тобольске.
По памяти с особой теплотой перечисляет В. Боровский села вокруг Глобино. Это колоритные названия: Жуки, Погребы, Пироги, Гриньки (родина композитора Н. Лысенко), Борисы (родина композитора В. Верменича), Землянки (родина народной артистки Украины Раисы Кириченко), Майбородовка, Градижск (родина композитора А. Билаша, писателя И. Билыка, писателя-юмориста Б. Слюсаря, Сони Делоне, известной французской художницы, украинки по происхождению), Семимогилы (все жители села вымерли от Голодомора-геноцида 1932 — 1933 годов)... Сам В. Боровский пережил голод в послевоенные 1946 — 1947 годы. С 1958 по 1963 год учился во Львовском государственном университете, а после его окончания до 1989 года работал юристом.
Валентина Васильевича николаевцы помнят как интеллигентного, высокообразованного специалиста, отмечая, что до него и после не встречали таких.
Проба поэтического пера В. Боровского состоялась еще в детстве, а печататься он начал уже будучи на пенсии. Выходят стихи под псевдонимом В. Боровский или Валентин Боровский-Клюев в знак памяти о его деде Боровском Иване Федоровиче, отце шестерых детей, у которого после так называемого раскулачивания (потому что не хотел вступать в колхоз) остались в доме две голые лавки, стол и иконы на стене. Он сам был арестован и казнен в кременчугской тюрьме в период коллективизации. В. Боровский печатается в Каневе, в международном литературном журнале Zeitglas, выходящем на трех языках: украинском, русском, немецком. Также его стихотворения опубликованы в «Антологии современной новеллистики и лирики Украины-2009» («Склянка часу», Канев, 2009 г.). Неоднократно посылал стихи в местные периодические издания Полтавщины, в частности, в газету «Зоря Придніпров’я». Издает произведения и за собственные средства. Кроме того, свободное время В. Боровский посвящал музыке: пел в Прибужском народном хоре (баритон), играл на тромбоне, бандуре, скрипке... Надеюсь, что жизнь В. Боровского и слова его стихотворений и новелл станут хорошим напутствием для кого-нибудь из небезразличных украинцев.
Выпуск газеты №:
№42, (2011)Section
Почта «Дня»