Нищенство по-государственному,
или От транша к траншуСколько помню, к нам все время кто-то приезжает, прилетает, приходит. С самого начала независимости — эксперты, инспекторы, инвесторы, советники, советчики, политтехнологи, дипломаты, юристы, военные и так далее... То есть специалисты по разным вопросам с дипломами многих вузов мира. И все с одной целью — научить нас цивилизационной грамоте, спасти нас от инфляции, дефолта, бедности, коррупции, кризиса, гриппа, наводнения, пожара и прочих бед... Помочь провести глубокие и широкие реформы, даже против нашей воли затолкать нас в разные европейские и мировые структуры.
Хорошо помню, как целая группа экспертов из разных стран Европейского Союза появилась в начале 1990-х годов в Министерстве сельского хозяйства. Перед тем Верховная Рада как раз приняла ряд постановлений и законов относительно немедленного реформирования агропромышленного комплекса на манер европейского. Можете представить, у нас еще действует колхозно-совхозная система, так называемая коллективная собственность, а вернее, государственная — на землю, на имущество и вдруг приезжают эксперты, которые никогда не только не видели в натуре колхозы, но и даже не слышали о них. И, как говорят, не моргнув глазом, начали советовать, как реорганизовывать колхозы в фермерские хозяйства. Причем делали это они вместе с нашими доморощенными «знатоками» фермерской формы ведения хозяйства, с которой были осведомлены лишь теоретически. Таким тандемом и действовали годами. Часто это напоминало разговор глухого со слепым.
И когда в 1994 году специальным, причем первым указом новоизбранного президента Леонида Кучмы, попробовали силой сломать позвоночник колхозно-совхозной системе, то ничего не вышло. Потому что не учли ни наши, ни зарубежные специалисты, что за многие десятки лет, прежде всего психологически, сформировался особенный потребительский тип крестьянина-колхозника, которому не нужна была ни собственная земля, ни тем более труд на ней. Зато колхозно-совхозный актив во главе с компартийными чиновниками быстро сориентировался и понял, что возврата назад не будет и пока власть советуется с международными специалистами все, что мекает, блеет, ездит, вертится можно прибрать к собственным рукам. И когда через пять лет опомнились, в большинстве хозяйств уже ничего не осталось ни на фермах, ни в гаражах, ни на тракторных станах. Скот вырезали, технику в основном разворовали, помещения довели до разрушения. Осталось несколько десятков хозяйств на всю Украину, где все это настоящие хозяйственники и патриоты села сумели сохранить наперекор своим и пришлым реформаторам-экспертам. Иначе была бы продовольственная катастрофа.
Я неслучайно так подробно остановился на агропромышленном секторе. Во-первых, его хронические болезни до сих пор лихорадят не только украинские сельские семьи, но и организм всей отечественной экономики. Во-вторых, по аналогичному сценарию шло реформирование и других отраслей. Поэтому промышленная, кредитная, финансовая, инвестиционная, налоговая, жилищно-коммунальная политика, где международные эксперты и советники оставили тонны написанных рекомендаций, экспертиз, советов не в лучшем состоянии, чем аграрная. На что же тогда пошли миллиарды государственных средств, если приходится теперь, в том числе и на законодательном уровне, по сути, начинать сначала? И убеждать друг друга, что, лишь сплошная «кодексизация» всей страны, от судов до жэков нас спасет, и, как записано в предвыборной программе нынешнего Президента: «За десять лет Украина должна войти в 20 наиболее экономически развитых стран мира (G 20)».
Причем власть опять считает, что светлую дорогу в Европу нам укажут заграничные советники и эксперты. И она имеет для этого основания. Потому что без их заключения ни одна международная финансовая структура не откроет для нас свои сейфы. Хотя отношение к этим ссудам двоякое. В одних случаях от наших политиков и правительственных чиновников можно услышать, что «зарубежные специалисты нам не указ», в других, ожидают их как спасителей. Все зависит от того, чья политическая команда при власти. Именно такое впечатление создается после оценки Налогового кодекса лидером фракции Партии регионов Александром Ефремовым: «У нас есть выводы экспертов, в том числе и международных, о том, что они не понимают, что происходит в Украине. Потому что, на их взгляд, те направления, которые выписаны в кодексе, отвечают документам, принятым в цивилизованных странах. И они не видят там ничего страшного».
Единственное, что хочется спросить у этого политического эксперта: «А сам он хотя бы до конца понимает, что происходит в Украине?» И для кого, в первую очередь, принимается этот ряд кодексов? Для наших граждан или для международных структур, каждая из которых, прежде всего, преследует свою не бескорыстную цель? А Украина, загнанная в тупик безденежья, вынуждена соглашаться на их экспертные выводы и требования, чтобы только не отказали в очередном транше. Мягко говоря, в Украине наряду с государственным рэкетом в виде многих положений Налогового кодекса утверждается еще и государственное нищенство.
Неужели не понятно, что страну сознательно все глубже и глубже загоняют в долговую яму как серьезного конкурента. Первые годы пребывания в обществе членов Всемирной торговой организации — тому подтверждение. Сегодня в мировом рейтинге стран с наибольшим приростом заимствований Украина занимает
13-е место. А долговой гнет в расчете на каждого гражданина страны в сентябре составлял уже 8,5 тысяч гривен. Об общих цифрах государственного и гарантированного долга вообще страшно даже думать — он составляет 404,3 млрд. грн. Только за девять месяцев, с января по октябрь, он вырос на 27 процентов.
Как говорится, доэкспертизились. И это при сотнях доморощенных и зарубежных советников и консультантов. А может быть, действительно не все так плохо? Потому что, как сказано в той же предвыборной программе Президента: «Добьюсь принятия нового Налогового кодекса, сделаю Украину наиболее инвестиционно привлекательной в Восточной Европе».
Что же, кодекса разными правдами и неправдами уже добились. Международные эксперты довольны. МВФ вообще настолько расщедрился, что был готов и больше одолжить. А наш премьер-министр так заработался, что, по его собственному признанию, не заметил отмашки рукой главного международного валютного эксперта и не услышал его спасительных слов: «Транш пошел!» Но кричать «ура» рано. На очереди еще несколько кодексов. И они также под контролем у экспертов. И никто не знает, какие у них еще в резерве требования. Поэтому массовое покрытие Украины иностранными инвестициями пока все еще остается на уровне региональных прогнозов. Вот так и живем — от транша к траншу. От кодекса к кодексу.
Выпуск газеты №:
№39, (2011)Section
Почта «Дня»