Нужна ли Украине философия?
На первый взгляд, может показаться, что вынесенный в заглавие вопрос имеет риторический характер. Конечно, нужна, скажут многие. Ведь о философии любят говорить высшие должностные лица государства. Отдельные высокопоставленные чиновники (хотя, некоторые из них уже бывшие) успели перед оранжевой революцией стать докторами философских наук. Есть и среди современных власть имущих дипломированные философы. Следовательно, диплом философа чего-то стоит в украинском обществе.
Но это только одна, скорее всего формальная, сторона медали. Есть другая, заставляющая серьезно засомневаться, осознает ли украинское общество, прежде всего его «верхи», необходимость для него философских знаний. Не первым ли таким сигналом стал погром как раз после оранжевой революции редакции газеты «Наша віра», главным редактором которой является Евгений Сверстюк. Боюсь, что ни одно религиозное издание в Украине не может соревноваться с этим изданием ни по своему интеллектуализму, ни по уровню религиозно-философской рефлексии украинских проблем, которые мы встречаем в нем. К сожалению, то, что произошло с газетой «Наша віра» не вызвало особого резонанса. СМИ подали насильственное выселение «Нашої віри» из принадлежащих ей помещений как «будничный конфликт».
Похожее (правда, в более цивилизованной форме) случилось через каких-то три месяца с Институтом философии, когда Кабинет Министров 20 апреля издал распоряжение разместить на большей части площадей этого института Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания. Символично, что бывшее помещение редакции газеты «Наша віра» и Институт философии находятся рядом, буквально в нескольких минутах ходьбы друг от друга.
Казалось бы, с идеологической точки зрения, новая власть не должна была бы трогать этот Институт философии. Ведь именно он был одним из тех немногочисленных структур, которые в свое время стояли у истоков Руха. Вспомните хотя бы публичные дискуссии Мирослава Поповича и Леонида Кравчука. Во время оранжевой революции Институт философии одним из первых академических институтов выступил в ее поддержку. И это была не поза, обусловленная меркантильными рассуждениями, а действительно искренняя позиция. Ведь Институт философии мог стать жертвой новой власти, которую так поддерживали в свое время его сотрудники. Парадокс? Очевидно, нет. Конечно, в конфликте между Кабмином и Институтом философии относительно вселения на его площадь Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания можно увидеть конфликт корпоративный. Можно здесь увидеть и конфликт более широкого плана — между властью, с одной стороны, и представителями науки, с другой. Кстати, приблизительно в таких аспектах был представлен этот конфликт в газете «День» (см. «Мудрецы, с вещами — на выход!» в номере за 3 июня этого года).
Однако, как мне кажется, вопрос глубже. Кабмин отважился зацепить Институт философии потому, что тот не показался ему чем-то важным. Следовательно, власть, во всяком случае, некоторые ее представители, учитывая определенным образом общественное мнение, решила, что философия не является чем-то важным для украинского общества. Почему? И тут возникает вопрос, насколько философия нужна нашему обществу, а также насколько успешным, эффективным является общество, которое не стремится культивировать СВОЮ философскую мысль?
История доказала, что философия может стать важным фактором формирования символичного мира людей, который по большей части определяет их поведение. Не удивительно, что народы, культивировавшие у себя профессиональную философию, достигали больших успехов в различных общественных сферах. Вспомните Древнюю Элладу, где, собственно, зародилась европейская философская традиция. Этот небольшой народ сумел создать блестящую эллинистическую цивилизацию, ставшую источником для древнеримской, византийской и определенным образом для арабской и западноевропейской средневековых цивилизаций.
Можно привести другие многочисленные примеры, свидетельствующие о «полезности философии», прежде всего профессиональной, для общества. Существование у того или другого народа высокоразвитой профессиональной философии — это своеобразный индикатор, свидетельствующий о развитии данного народа, его успешности. В то же время профессиональная философия — это роскошь. Для ее существования необходимы определенные институции, где она может культивироваться. Это по большей части могут позволить себе самодостаточные в политическом и культурном плане этносы и государства, которые к тому же осознают полезность философии. Народы же угнетенные, «неуспешные» часто вынуждены довольствоваться фрагментарными философскими идеями преимущественно в художественно- литературных и других письменных произведениях. К сожалению, украинцы до недавнего времени относились и фактически продолжают относиться к народам последнего типа.
Говоря о философской мысли в Украине, стоит иметь в виду то, что здесь как будто существовало две «философии». Одна — это, собственно, философия на Украине, другая — украинская философия.
Под философией на Украине мы понимаем различные философские традиции, которые выросли на чужой для украинцев почве, но, в силу определенных обстоятельств, их представители жили в Украине, создавая здесь соответствующие философские школы. Но чужие философские традиции навязывали украинцам чужой образ мышления, чужой символический мир, не давая возможности адекватно воспринимать и осмысливать свою украинскую действительность.
Относительно украинской философии, которая реально отображала бытие украинского народа, то ее развитие тяжело назвать нормальным, Образно говоря, она чем-то напоминала низкорослое деформированное дерево, которое оказалось в тени других деревьев. В силу исторических обстоятельств, в частности длительной зависимости от иностранных государств, украинцам было не до философии.
Нельзя сказать, что в Украине не было попыток создать свою философскую традицию. Первая такая попытка была осуществлена в Острожской академии и нашла свое выражение в так называемой полемической литературе конца ХVI — начала ХVII в. Однако в силу различных причин, она не дала соответствующих результатов. И далеко не последней причиной было то, что эта традиция оказалась в тени западноевропейской философской культуры, носителями которой были иезуитские коллегии, а позже Киево-Могилянская академия (ХVII—ХVIII в).
Распад СССР создал целый ряд проблем для профессиональных философов Украины. Большинство из них оказались не готовыми к свободе, которую получили, и, как правило, знали только одну философию — марксистскую. Возник вопрос: какую философию преподавать? Частично он решался таким образом, что стали больше внимания уделять истории философии, пытаясь представить разные точки зрения и подходы. Появилось много работ по истории украинской философии и культуры. Увидели мир учебники и справочники по истории украинской философии, вышли хрестоматии и антологии философских и около философских текстов, имеющих отношение к украинской культуре. В частности, нынешний директор Института философии НАН Украины Мирослав Попович известен как автор культурологического и историософского исследования «Нариси історії Української культури».
Еще одна тенденция, прослеживающаяся в развитии философской мысли в независимой Украине, — это знакомство с философскими культурами различных народов, прежде всего европейских. Увидели мир украинские переводы произведений Платона, Аристотеля, Цицерона, С. Боеция, Ф. Аквинского, Б. Спинозы, Т. Гоббса, а также некоторых современных философов, оказавших большое влияние на развитие философской мысли Запада.
Однако даже эта минимальная философская работа осуществлялась без особого содействия со стороны государства. В первой половине 1990-х годов Институт философии оказался на грани выживания. Его оставили многие высококвалифицированные специалисты. Не лучшей была судьба и других философских институций. Общество, и, соответственно, властные институции, демонстрировали безразличие к философии. Собственно, это не только беда украинского общества, не ценящего эту сферу знания, это и вина самих философов, которые не смогли ни осмыслить свое бытие в новых условиях и сделать соответствующие выводы, ни доказать философии новой Украине.
В общем характеризуя современное состояние профессиональной философии в нашем государстве, приходится констатировать, что она и далее находится под заметным влиянием когда-то доминирующего здесь «обрусевшего» марксизма. Эта философия так и не стала достаточно украинской, во всяком случае, в том смысле, чтобы адекватно осмысливать украинские реалии. Многие профессиональные философы современной Украины продолжают (сознательно или неосознанно) представлять чужую философскую традицию. Не является ли это одной из причин безразличия украинского общества к профессиональной философии?
И все же хочется верить, что в недалеком будущем Украина сможет продемонстрировать достижение и в философской сфере. Ведь эта земля еще в период «осевого времени» дала античной философии Анахарсиса — одного из «семи мудрецов» античной Эллады. Тогда «основная линия» философского развития проходила и через украинские земли. Возможно, через две с половиной тысячи лет она снова вернется сюда, а Украина подарит миру еще одного заслуживающего внимания мудреца. Хочется верить, что так оно и будет. Если, конечно, украинское общество, а, соответственно, и власть дорастут до понимания нужности философии.
Выпуск газеты №:
№116, (2005)Section
Почта «Дня»