О достоинстве
Потерю человеческого достоинства можно увидеть во время избирательных кампаний разного уровня, когда за любое вознаграждение продаются голоса. Мы так уже смирились с этим позорным явлением, нас так затягивает эта трясина, что, зная этих людей, вопреки собственной совести, протягиваем им руку, общаемся, не задумываясь над тем, что грех на грех молчать!
О такой категории людей и их уступках писал Демосфен (384—322 гг. до Р.Х.) — великий афинский оратор и политический деятель: «Люди ничтожные, льстивые, вредители собственной родины пропили раньше свободу Филиппу (македонский царь. — С.С.), а теперь пропивают Александру (Македонскому. — С.С.), свое благополучие измеряют сытостью своего живота и позорнейшей похотью; они губят нашу свободу и независимость от любого государства, то есть то, что когда-то для греков было вершиной и мерилом всей благ. («Вехи в истории античной эстетики», стр. 75. Киев «Мистецтво», 1988).
Положение нашего общества, в той или иной степени, подобно староримскому, которое описал неизвестный автор в своем трактате «О высоком».
«Тот, кто дает себя подкупить, не сможет уже честно и непредвзято решать в суде дела в интересах справедливости и добра, ибо взяточник считает справедливым и честным лишь то, что ему выгодно. В нашем обществе судьбу каждого из нас решают взятки, один другому готовит гибель, процветает коварство ради овладения наследством, каждый из нас ради выгоды продает свою душу, отчего становимся рабами собственной алчности. При таком упадке благотворительности, который имеем сегодня, можем ли надеяться, что найдется какой-то честный и неподкупный судья, который, придерживаясь великих и вечных идеалов, не поддался бы искушению обогащения?» (Там же, стр. 93)
Не это ли было одной из главных причин упадка Римской империи? А какая судьба ждет Украину?
Человек должен осознавать, что он является сыном Божьим и Его творением и ему нечего стыдиться перед Богом и людьми: если он свое достоинство не отдает в рабство греха. По особому об этом говорится в Библии: «Каждый, кто грех совершает — греха невольник!» Испытание свободой повторяется для каждого человека, выбор определяет его моральную ценность и, как следствие, его судьбу, а также для его потомков.
Достоинство всегда находится рядом с гордостью, и оно морально согласуется с повиновением и не имеет ничего общего с гордыней, которая является ее искажением.
Гордостью проникнута поэзия Василя Стуса, который имел на это моральное право! Так как гордиться может тот, кто глазами веры смотрит в лицо смерти и открывает в ней жизнь вечную.
Только через свою веру в Христа человек постигает как бы первичное чувство гордости, которое он должен сохранить до конца.
Так сохраним же ее, а не потеряем и продадим!
Стефан СУБОТА, с. Фалиш, Львовщина
Выпуск газеты №:
№17, (2014)Section
Почта «Дня»