О полемике относительно крещения Киева в 988 году
Отзыв на статью Петра Кралюка «Культура Киевской Руси во времена Владимира Мономаха» («День» № 8 от 18 января 2013 года)![](/sites/default/files/main/articles/16052013/13monomah.jpg)
Добрый день, уважаемая редакция! На Новый год мне удалось купить вашу газету «День». Прочитал от начала до конца и пошел на почту газету выписывать, хотя мне 80 лет. У меня она вызывает постоянный интерес и увлекает.
Держу в руках вашу газету и, прочитав в ней статью Петра Кралюка «Культура Киевской Руси во времена Владимира Мономаха», потянулся к перу. Потянулся, потому что, сколько живу, столько слышу, что продолжается полемика о крещении в 988 году Киева — да и вообще, Руси.
Итак, в статье Петра Кралюка читаем: «что в интерпретации Нестора, благодаря крещению, русичи оказались в кругу исторических народов, стали субъектом истории». А в «Житии Бориса и Глеба»: христианские ценности противопоставляются языческим. В этом плане показательным является выбор темы. Язычник-русич не мог воспринимать смерть убитых Бориса и Глеба как героическое событие. Мученическая смерть (а не героическая на поле боя) — это чисто христианская ценность, воспевание которой стало вызовом языческому миру».
Или же возьмем Несторово «Житие Феодосия Печерского». В нем отражен на личностном уровне конфликт между древнеруським обществом, которое, формально, было христианским, но по своей сути оставалось языческим, и миром христианским, высшим олицетворением которого было монашество. Руський, во многом еще языческий мир, представляет в «Житии... мать Феодосия. Она считает, что ее сын должен быть похожим на других детей, для которых на первом месте стоят обычные земные ценности. Тяга Феодосия к христианскому благочестию, особенно аскетизму, вызывает у нее непонимание и возмущение. Она напутствует сына, пытаясь отвлечь его от аскетической жизни, даже прибегает к силе...»
А это уже из книги Льва Силенко «Мега віра».
«Велю завтра крестить Киев! А кто не придет — богатый или бедный, раб или чернь людская, тот противен мне, и будет лишен имущества своего, и будет наказан смертью».
«Кирис элейсон» — запели ереи-греки.
На второй день на берегу Днепра из толпы вышел седобородый киевлянин и едва сказал: «Сделай мне, царь, милость, позволь мне умереть с той верой, которую имели родители мои».
А в Днепре стояла мать с ребенком, словно замерла. Бледная, как полотно. Глядя на поднятый меч и крест, она прошептала: «Даждьбог, жизнь так хороша, что стоит умереть, чтобы жила честь моего рода. И ойкнув, упала — кровь ручьем льется, меч раскроил голову...»
А вот ныне И. В. и В. В. Огородники в своем курсе лекций «Історія філософської думки в Україні» пишут: «...введение новой религии (чужой христианской. — Авт.) было не простым актом и встретило противодействие широких слоев руського общества».
В Новгороде против принятия христианства вспыхнуло восстание. Посадник Добрыня и тысяцкий Путята заставили Новгород креститься насильственно: Путята крестил мечом, а Добрыня огнем.
Но «народ еще долго «тайком», поклонялся языческим богам. Поэтому заявления некоторых писателей о том, что 988 год стал годом полного принятия христианства Киевским государством, которое приняло его без особых препятствий (Маланюк Е. «Нариси з історії нашої культури»), не выдерживают критики». Язычничество «фактически выступало составной частью взглядов, верований, обрядов, которые сопровождали в жизни наших пращуров на протяжении многих тысячелетий, продолжая в ряде случаев функционировать и сегодня».
Потому что «задолго до прихода варягов у наших пращуров была своя государственность, высокая культура, веками освященные обычаи и традиции, широкие связи с соседними странами, которые складывались не мгновенно и не сами собой».
И я теперь думаю, с точки зрения добра и зла: что означает библейское — «Не убей»? Языческая вера является верой в Природу — и с ней прочно взаимосвязана; она тысячелетиями горела в душе народа Руси. А народ заставили принять веру ерейско-греческую, веру чужую. «Никто, — читаем в «Мега вірі», — не имел права запретить обожествлять Природу, жить Природой, и загонять мечом народ в темные монастырские стены. Храм там, где человек, глянув в небо, остановился и задумался».
И я размышляю: чем больше сущие будут смотреть в небо, тем меньше будет совершено зла. Каждый имеет абсолютное право на свою веру. А Правитель и Творец Вселенной — Единый! И человек — Материальная Частица той же Вселенной, без которого Вселенная обойтись не может.
И может потому, что самой малой живой микрочастице дана милость мыслить и анализировать, отдавая умственную энергетику в космос. А нас на планете семь миллиардов, и таких планет «...энное» количество и поэтому может это и является основным материалом для Мироздания и его существования.
Эти суждения для нас сакральные!..
С уважением
тернопольский художник, писатель, страстный читатель «Дня» Анатолий ЗАБЛУДА
Выпуск газеты №:
№82, (2013)Section
Почта «Дня»