О службе отец вспоминал с болью...
Три истории воинов последнего призыва Второй мировойНикто из рядовых граждан Украины и подумать не мог, что в XXI веке наша Отчизна будет втянута в кровопролитный военный конфликт, который, к сожалению, продолжается на Востоке Украины. Как ни досадно, но в отечественной истории было много трагических моментов. Один из них — сложная судьба воинов последнего военного призыва Второй мировой.
Воинами последнего военного призыва называют мужчин 1927 года рождения, большинство из которых были уроженцами Западной Украины и призваны на срочную службу в 1944 году — еще когда продолжалась Вторая мировая война. Судьба этих людей близка и мне, ведь одним из них был и мой отец — Степан Янович.
Степан Евстафьевич Янович родился 27 января 1927 года в городке Опалин (теперь — село Вишневка Любомльского района Волынской области) в семье мещан. В Опалине была казацкая церковь, костел и несколько синагог. Мирно жили в городке украинцы, поляки, евреи. Если в Средневековье этот населенный пункт страдал от нашествия татар, то в XX веке — от фашистов. Погибло немало еврейского населения. На Мемориале памяти в Луцке, нашей волынской стене плача, вычеканены надписи «Старый Опалин» и «Новый Опалин», поскольку городок был полностью сожжен нацистами.
Степан Янович, как и тысячи его ровесников, был призван в советскую армию в 1944 г. 17-летним юношей. Почему же служили срочную службу 7(!) лет, вплоть до 1951 г., когда война на то время уже закончилась? Кое-кто предполагает, что так сталинский режим пытался не допустить молодых мужчин из Западной Украины к службе в УПА, которая противодействовала советской власти.
Приходилось этим солдатам нелегко. Отец вспоминал, что в казематах Саратова они жили в голоде и холоде. Ели только морковь (поэтому папа ее не любил). Часто вовсе нечего было есть, вояки болели и умирали от голода, а в документах искажали их фамилии, чтобы никто не узнал, что так страшно умерли в тылу украинские солдаты. В советское же время говорили: «Они не воевали на передовой!». Только независимая Украина признала этих седовласых мужчин участниками боевых действий. Часто ребята ели рыбьи головки и умирали от кишечных инфекций. Степан Янович только потому выжил, что варил эту незамысловатую «еду»... «Вся молодость потеряна», — с досадой говорил папа. Впоследствии Степан Евстафьевич служил в Кенигсберге (Калининграде), где условия были несколько лучше. После войны он учительствовал в школах Любомльщины — преподавал рисование, черчение, физкультуру, плел из лозы, был Почетным донором УССР, но о военной службе вспоминал с болью.
Еще один мужчина из этого поколения — Анатолий Кузьма.
Анатолий Сергеевич Кузьма родился 15 августа 1927 года в селе Холопичи. Закончил местную среднюю школу. В июле 1944 года был призван Затурцевским полевым военкоматом на срочную службу.
Вскоре переправлен в Луцк, а оттуда — в город Татищево на Саратовщине (Россия). Служить пришлось в 57-м запасном стрелецком полку. В августе 1945 года Анатолий Сергеевич был направлен на войну с Японией. На восточном фронте служил в г. Харанор (Маньчжурия). Был водителем автомобиля «Студебекер», подвозил боеприпасы. Впоследствии служил в Харбине и Мугден. Видел бедность, горе, голод людей, судьбу которых искалечила война. Когда Вторая мировая война стала историей, Анатолия Кузьму перевели на службу в Забайкальский военный округ, там он служил в 597-м отдельном батальоне в городах Дацан, Даурия, Оловянная — на приграничье. В мае 1951 года Анатолий Кузьма демобилизовался. Прибыл во Владимир-Волынский, где на то время жила с мужем его сестра. С июня 1951 г. ветеран стал работать водителем в автомагазине — развозил продукты пограничникам. Закончил вечернюю школу и Львовский техникум советской торговли. Добросовестного работника назначили начальником Владимир-Волынского военторга. Награжден грамотами командования военного округа Прикарпатья, Почетной грамотой министра торговли. Среди военных наград — 22 юбилейные медали и ордена «За мужество» и «Великой Отечественной войны.
Еще один из этой когорты — Владимир Иванович Седой. Он родился в 1927 году в Краснодарском крае (Россия), в многодетной семье. Вспоминает седовласый полковник, что тогда на фронт просились 15—16-летние ребята и девушки... Вспоминаются мне слова маршала Рокоссовского, который говорил: «Чтобы воспитать молодого человека, нужно 18 лет, а загубить его можно за одно мгновение из-за глупости командиров...»
Трое мужчин из разных уголков, три человеческие судьбы, но объединило их одно — они воины последнего военного призыва и их молодость обожжена войной. До каких же пор так будет?
Выпуск газеты №:
№227, (2015)Section
Почта «Дня»