Перейти к основному содержанию

О «звездном часе» отечественного кораблестроения

10 июля, 00:00

Эпизоды прошлых побед из отечественной истории вызывают сегодня двоякий интерес. С одной стороны, сейчас можно говорить о том, чего раньше сказать было нельзя. С другой — истории «взятия рубежей» в прошлом оказывают, похоже, некий терапевтический эффект, восполняя дефицит побед в настоящем. Публикуя присланный в редакцию материал о версии одного из событий в истории отечественного флота, написанный известным кораблестроителем Сергеем Кривко, «День» не преследует никаких целей, кроме одной — предоставить возможность специалисту высказать свою точку зрения.

Газета «Факты» 11 июня этого года поместила «сенсационный» материал о том, что якобы «в 1958 году советские пловцы- диверсанты захватили новехонькую американскую подлодку и привели ее во Владивосток». Об этом сорок лет никто не знал (разумеется, кроме участников этой акции), и вот наконец-то заговорили очевидцы...

Понятно желание побыстрее опубликовать «сенсацию». Но вот была ли сенсация, или это просто военно-техническая небылица, никто в редакции «Фактов» проверить не удосужился.

Не будем вторгаться в «святая святых» советских разведслужб. Предположим, что подразделение спецназа ВМФ СССР «Омега» существовало фактически. Опровергнуть или подтвердить это можно только используя документы спецслужб. Но они засекречены и неизвестно когда будут открыты.

Но вот другие документы уже стали достоянием гласности и из них можно узнать много интересного. Например, описанный в статье учебный захват эсминца «Гневный», который якобы произошел в конце 50-х годов (очевидно, в 1957, т.е. до описываемого «захвата» американской подлодки), не мог состояться по одной технической причине — корабль с таким названием вступил в строй в 1960 году (!). Кроме того, корабли класса «Гневный» оснащались паротурбинной энергетической установкой, запустить которую за 18 минут невозможно. В самом экстренном случае эта установка вводилась в строй за 30 минут, но при этом ее должны были обслуживать десятки специалистов-механиков и турбинистов, а не специалисты по «вырыванию сердец из кожаных манекенов».

Также весьма проблематично было в 1957 году осуществить и захват ракетного катера. Дело в том, что в то время в составе ВМФ в опытной эксплуатации находилось всего два экспериментальных ракетных катера, проходивших интенсивные испытания новейшего ракетного оружия в районе закрытых феодосийских полигонов. Учитывая высокую степень засекреченности работ по ракетному оружию и соответствующую охрану, есть все основания сомневаться, что кто-то захотел бы организовать столь рискованный эксперимент, как вооруженный захват совершенно секретной техники.

Теперь относительно американской атомной подводной лодки, которую якобы советские спецназовцы вместе с заводской сдаточной командой увели во Владивосток.

Для сведения сообщим, что в мире существует несколько специализированных военных издательств, выпускающих ежегодно справочники по корабельному составу военных флотов различных стран мира. Авторы этих справочников отслеживают судьбу каждого корабля от момента начала проектирования, закладки на стапеле и до разделки на металлолом. Так вот, согласно данным известного справочника Jane's Fighting Ships, в 1958 году у американцев в строю находилось всего 4 атомных подводных лодки (две из которых типа «Скейт» вступили в строй в 1958 г.). Известны названия, бортовые номера этих подводных лодок, известны и даты списания и разделки их на металлолом в 80-х годах.

С середины 50-х годов, когда тема всех видов ядерной энергии была более чем популярна, в западной прессе особенно много писали о достижениях американских специалистов в области атомного подводного кораблестроения (первая атомная ПЛ «Наутилус» вступила в строй в 1955 г.). На Западе тогда еще не знали, что первая советская АПЛ будет передана флоту в 1958 г., поэтому первенцы американского подводного кораблестроения находились под пристальным вниманием десятков объективов. И дня не проходило, чтобы в западной прессе не было очередной хвалебно-рекламной статьи об американских подводниках. Так вот, уж эта пресса не пропустила бы такой факт, как необъяснимое исчезновение новейшей подводной лодки, обошедшейся американскому налогоплательщику в 55— 60 млн. долларов, да еще с двумя десятками людей на борту (!).

Кстати, об экипаже. В практике всех судостроительных держав принято испытания и сдачу боевого корабля проводить только с военной командой на борту. Такой подход позволяет при меньших затратах решить две задачи: во-первых, военная команда учится эксплуатировать боевую технику, используя знания высококвалифицированных специалистов промышленности, а во-вторых, обеспечивает взрыво- пожаробезопасность и непотопляемость корабля в период испытаний, а также его повседневную эксплуатацию. Вопрос повседневной эксплуатации боевых кораблей — очень сложная проблема, ведь корабли — единственный вид военной техники, на которой люди не только воюют, но и живут, иногда годами (!). Поэтому в период сдаточных испытаний на борту боевого корабля находится не только заводская сдаточная команда и специалисты подрядчиков-поставщиков комплектующего оборудования, но и полноценный военный экипаж.

Экипаж атомной подлодки, как правило, насчитывает 90— 100 человек, а на период испытаний на борту находится еще столько же (а то и в два раза больше) гражданских специалистов. Поэтому эксплуатация атомных подводных лодок первого поколения (с малым объемом автоматизации), да еще в период испытаний, группкой людей из 20-ти человек невозможна.

Следует добавить вот еще что. Первые атомные подводные лодки США строились на Атлантическом побережье, там же проходили и испытания. На испытания лодки уходили с загруженными и запущенными реакторами, потому что на флоте к тому времени еще не было специально оборудованных баз. Поэтому версии о том, что новейшая (по тем временам) атомная лодка «с незагруженным реактором, но с двойным комплектом аккумуляторов» проходила испытания посредине Тихого океана (на Гавайях) вдали от судозавода — это явное преувеличение. Кстати, о лодочных аккумуляторах. Нельзя их путать с автомобильными. Лодочный аккумулятор — габаритное, сложное пожароопасное изделие. Оно может размещаться только в специальных помещениях, оборудованных вентиляцией, системой газоанализа и пожаротушения. И если проектант разместил на лодке 100 аккумуляторов, то уже 101-й аккумулятор туда не войдет, не говоря о «двойном количестве». Еще менее понятно, как атомная лодка (с незагруженным реактором) так называемым «полным ходом» помчалась в открытое море мимо патрульных кораблей США. Полный ход может быть обеспечен только на полной мощности реактора. Да и остров Оаху, откуда якобы угнали лодку, не пустыня, а является местом дислокации главной военно-морской базы 7-го флота США — Перл-Харбора. Но нашим спецназовцам («с баварским акцентом») на это было наплевать? Точно, как в известной советской морской частушке — «Из-за острова Аскольда, распугав японский флот, дизелями громыхая, вышел наш атомоход».

И последнее. Не пошло «вдруг» в начале 60-х резко вверх отечественное кораблестроение. «Звездный час» отечественного кораблестроения пришелся на середину—конец 80-х годов, когда ценой неимоверных усилий сотен тысяч специалистов, затратив колоссальные средства, через людские потери, кораблестроительная промышленность бывшего Союза смогла выйти на передовые позиции среди мировых морских держав. К величайшему сожалению, сегодня эти позиции утеряны.

А сенсации не состоялось. «Состоялась» просто, скажем так, непроверенная информация.

Сергей КРИВКО,
главный конструктор проектов
Казенного исследовательско- проектного
центра кораблестроения,
Николаев
Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать