Одно преступление порождает другое

Перед принятием проекта закона «О принципах государственной языковой политики» чаще всего повторяемыми словами одного из авторов этого законопроекта был вопрос: «А ты читал проект закона?» Я тогда прочитал семь статей. Больше душа не выдержала. После того как в выступлении 13 декабря он призывал «безграмотных депутатов обратить внимание» на положение данного закона, я ознакомился еще с двумя статьями. И теперь мне хочется спросить его авторов: «А вы читали, что вы понаписывали?»
Данный закон ведет к вытеснению украинского языка из органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также других публичных областей общественной жизни, заостряет противостояние в обществе, противоречит решению Конституционного Суда Украины № 10 — рп/99 от 14 декабря 1999 года и нарушает много статей Конституции Украины.
В первую очередь, закон противоречит ч.І п.4 ст.92 Конституции, потому что исключительно законами определяется порядок применения языков.
В соответствии с ч.1 ст.6 Конституции государственная власть в Украине осуществляется на принципах ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно ст.75 Конституции, «Единственным органом законодательной власти в Украине является парламент — Верховная Рада Украины». А органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных действующей Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины (ч.ІІ ст.6 КУ). Поэтому передача — даже самой Верховной Радой Украины — на места своего права определять порядок применения языков является нарушением Конституции. К тому же, в соответствии с ч. ІІ ст.19 Конституции, «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основе и в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины». Это является еще одним нарушением Конституции, которое уже совершили не только Верховная Рада Украины, но и те органы местного самоуправления и их должностные лица, которые поспешили воспользоваться данным законом.
Кстати, в соответствии с ч.ІІІ ст.143 Конституции, органам местного самоуправления могут предоставляться законом отдельные полномочия, осуществление которых государство финансирует в полном объеме. Но выделение средств на регулирование порядка применения языков органами местного самоуправления из Государственного бюджета будет незаконным, поскольку это законодательные, а не исполнительные полномочия (ст.92 КУ).
В Законе Украины «О принципах государственной языковой политики» (абз.2 ч.1 ст. 4) совершено еще одно нарушение Конституции, а именно статьи 8.
Оно, может, и правда, — в Украине уже не признается и не действует принцип верховенства права. И Конституция Украины давно не имеет высшей юридической силы. Потому что законы и другие нормативно-правовые акты давно уже принимаются не на ее основе и не соответствуют ей. И конституционные нормы уже давно не являются нормами прямого действия (ст. 8 КУ). Поэтому и ссылался В.Колесниченко, на данный Закон как на индульгенцию за пренебрежение украинского языка и попытки вытеснить его из законодательного органа власти Украинского государства, выступая на сессии Верховной Рады Украины 13 декабря 2012 года.
Именно этим и определены при принятии Закона Украины «О принципах государственной языковой политики» исключения из статьи 2 Регламента Верховной Рады Украины пунктов 3 и 4. Вместо них появилась ссылка на статью 9 упомянутого закона. В Регламенте было: «Оратор, который не владеет государственным языком, может выступать на другом языке». А стала действовать норма закона: «Оратор может выступать на другом языке». Разница существенная. Чем В. Колесниченко и воспользовался, прорекламировав свое детище на русском. Хотя и украинский язык будто бы знает. Но кандидату юридических наук, как и его коллеге по «трудам» С. Кивалову, стоило бы знать, что нормативно-правовые акты имеют разную юридическую силу. И перед тем как обвинять людей, которые не читают Регламент с его изменениями, а еще лучше, перед тем как садиться за написание вот таких пресловутых законов, нужно было бы заглянуть в первый попавшийся юридический учебник и прочитать, что высшую юридическую силу имеют Конституция и решение судебного органа конституционного контроля, а не их «закон». А затем еще и прочитать решение Конституционного Суда Украины об официальном толковании положений статьи 10 Конституции Украины относительно применения государственного языка органами государственной власти. Особенно о том, что «решение Конституционного Суда Украины является обязательным к выполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано».
Поступили неправомерно и тогдашний председатель Верховной Рады В.Литвин, и Президент Украины В.Янукович, подписав никудышный закон. Но зачем таким кандидатам юридических наук, членам Всеукраинского совета юстиции (по-видимому, и заслуженным юристам, и тому подобное) придерживаться Конституции?! Крутят ею, как цыган солнцем.
Можно было бы обратить внимание и на другие недостатки того закона, но от этого не прибавится у регионалов ни юридических, ни филологических знаний, а досаднее всего, — что и уважения к этому народу, которым они заправляют.
С уважением
Владимир КУЛИНИЧ, народный депутат Украины ІІ созыва
Выпуск газеты №:
№13, (2013)Section
Почта «Дня»