ОСОБОЕ МНЕНИЕ
О великом...
Всегда к подаче или неподаче руки относился довольно-таки безразлично. Если человек неприятен, зачем ее вообще подавать? А если приятен — и без какой-то там руки все просто, ясно и понятно. Но вот одна любопытная история (это из воспоминаний З. Гиппиус, «Живые лица»): «Осенний солнечный день 1918 г. Переполненный трамвай, идущий от Невского по Садовой к Сенной площади.
« Здравствуйте!». Поднимаю глаза. Блок. «Подадите ли вы мне руку?». Я протягиваю ему руку и говорю: «Лично — да. Только лично. Не общественно».Он целует ее. И, помолчав: «Благодарю вас... — прибавляет вдруг: — Я ведь вас очень люблю». «Вы знаете, что и я вас люблю».
Вагон, немного опустевший, давно прислушивается к странной сцене. Мы не стесняемся, говорим громко, при общем молчании.
Я встаю, мне нужно выходить.
— Прощайте, — говорит Блок. — Благодарю вас, что вы подали мне руку...
Я опять протягиваю ему руку, стоя перед ним, опять он наклоняет желтое, больное лицо свое, медленно целует руку, «благодарю вас»... — и я на пыльной мостовой, а вагон проплывает мимо... И все. Это был конец. Наша последняя встреча на земле».
Немного о предыстории этой встречи. «Двенадцать» и «Скифы» большевики поняли как выражение симпатии и солидарности с ними. Интеллигенция же (а она была тогда сплошь антибольшевистской) была яро против. И вот в этих условиях Александр Блок вдруг отказывается участвовать во всякого рода газетных и журнальных протестах против власти Советов. Нет, он ее не принял, но всеми силами пытался ее «понять», прочувствовать, как-то осмыслить окружающее. Увиделось ему, конечно, многое, но в этом своем чрезвычайном усилии он сам медленно истаивал, угасал душевно и духовно. Ибо как можно было понять и оправдать зверства, пошлость и непотребство, творившееся вокруг?.. И вот в этой-то ситуации всякий внимательный взгляд, дружеское рукопожатие, понимающее теплое слово, было, конечно, для него чрезвычайно важны, нужны и просто жизненно необходимы. Но их было так безнадежно мало...
А. Блок скончался в 10 часов утра в воскресенье 7 августа 1921 года.
Нужно ли уметь исполнять обязанности?
Плохо, очень плохо, когда «зобов’язання» свои руководители наши не выполняют. Но еще ведь хуже получается, когда они их вдруг начинают выполнять. Получаются тогда именно «сапоги всмятку»... А все происходит из многолетнего ничегонеделания — исчезает умение планомерно и терпеливо вырабатывать механизмы осуществления любого дела, исчезает на корню воображение, исчезает даже воля к любому действию. Что же этому можно противопоставить? Чем спасти ситуацию? Вовсе не новыми какими-то людьми (они ведь вполне могут оказаться еще хуже прежних), а только... покаянием прежних, еще сохранивших остатки своей совести и морали, людей.
Сказка про НАТО
Високосный год заявил о себе не только необычными стихийными капризами природы, но и удивляет нас своими политическими «гримасами». Свежей иллюстрацией этого может служить резкая реакция России на подачу Украиной заявки о намерении присоединиться к Плану действий по членству в НАТО. Иного и нельзя было ожидать, ведь у нас исторически «перекосились» так называемые братские отношения, переросшие в вялотекущее взаимное недоверие. Вот и приходится теперь упорно объяснять, что наша забота о своей национальной безопасности не направлена во вред России. Национальная и энергетическая безопасность едина, как сиамские близнецы, поэтому как только происходит сближение Украины с НАТО, крапленая козырная карта газовой зависимости искусно подкидывается на стол из «рукава» кремлевского иллюзиониста. Адепты газовой монополии породили миф, будто Украина не сможет прожить без России. А проживет ли она сама без покупателей ее газа? Ответ на этот вопрос и подскажет, кто кого, по сути, «кормит». Мы уже никогда не вернемся к былой зависимости от Москвы, когда за одну ночь она сделала своих кровных вкладчиков нищими. Еще одна легенда про агрессивного монстра НАТО как призрак бродит в постсоветских странах. О том, как правду о НАТО выворачивают наизнанку, превращая его в бумажного тигра, говорил в своем интервью и Евгений Марчук. В России две правды о НАТО — одна для Украины, а другая — на экспорт. Например, альянс Болгарии с НАТО Россия воспринимает с олимпийским спокойствием. Первый же шаг Украины к Альянсу раздражает ее, как красная тряпка быка.
Такой тревожный звонок обязывает Украину перейти Рубикон и бесповоротно сближаться с Альянсом. Референдум по НАТО или по Конституции — это рейтинговый опрос, но не более того. История знает, как обманутое народное большинство могло распять и святого. Разве перевелись сегодня у нас фарисеи? Судьбоносные вехи страны должны определять не дилетанты, а эксперты-профессионалы. Президент, правительство и парламент делегированы народом поставить итоговую точку в затянувшемся споре «атлантистов» с их антиподами — «натофобами». Если украинский воз тянуть в противоположные стороны, то он никогда не догонит европейский обоз, ушедший далеко вперед.
Выпуск газеты №:
№29, (2008)Section
Почта «Дня»