Осознание сути украинской мечты
В подтверждение того, что счастье полным не бывает и все в этом мире гармонично и взаимосвязано, летом люди реже болеют насморком, зато чаще поносом. И лишь общее оздоровление иммунной системы, сопровождаемое соблюдением правил личной гигиены, могут внести коррективы в этот сбалансированный процесс. Жизнь мудра и постоянно проверяет нас на зрелость, исполняя наши желания. Стоит только чего- то захотеть по-настоящему, как тут же все вокруг трансформируется. Холод сменяется жарой, покой и тишина — нежданной любовью или ненавистью. А вот материальные мечтания, как нагрузка к дефициту, исполняются только тогда, когда они блекнут, теряют актуальность или отступают на второй план. Когда человек начинает хотеть чего-то совершенно другого, а не карьеры, денег, должности, квартиры или авто, с удивлением осознавая, что личностные, чувственные, эмоциональные и душевные мечты для него значат намного больше.
Сейчас принято считать, что мир стал груб и примитивен, что все хотят только денег и власти, а души людские спят или болеют цинизмом и рабством. Может быть, может быть... Но природу вряд ли перехитришь! В этой вселенной, на весах судьбы бездонный, интеллектуальный прагматизм и собачья, рабская преданность всегда компенсированы человеческой любовью и святым стремлением людей к свободе духа. Они, эти порывы, меняют нас, трансформируя при этом все, к чему мы прикасались умом, душой и руками, все, что мы уже создали или будем создавать в дальнейшем. Нам достаточно только честно и искренне сказать себе самим, чего же мы все-таки хотим, и назвать свою мечту по имени. Это очень нелегко сделать, потому что человек привык идеализировать себя. Ему кажется, что он хочет богатства или славы. Но стоит ему спросить себя, а зачем ему это, то ответ, как правило, открывает для него себя самого с другой стороны, и он осознает, что истинная суть желания заключается не в деньгах, а в том, насколько он востребован обществом, людьми в том качестве, каком ему бы хотелось.
Многие философы, политики, литераторы и ученые пытаются создать новую национальную идею, украинскую мечту. И как только ее не называют — и новая Украина, и единая, и цветущая, в надежде, что граждане станут жить этой мечтой, прилагать усилия для ее достижения. А гражданам хоть бы что, им как-то сиренево от этих надрывных усилий нашей интеллектуальной элиты. На первый взгляд вообще кажется, что большинство из нас живет совершенно другими потребностями. Мы, как в воздухе, нуждаемся в огромном количестве взяточников, олигархов, «Лазаренко», очень сильной государственной власти во главе с бездарными руководителями. Они все нам необходимы, чтобы было на кого взвалить всю ответственность за собственную жизнь. Это так легко и удобно. Зачем напрягаться и разрушать иллюзию решительного движения к демократии и к новой жизни? Страшновато присматриваться и задумываться. Не дай Бог, увидим, что вперед идет только желудок, а все остальное уверенной поступью топает назад — к «совку». А ведь с закрытыми глазами перемещаемся именно туда. И не потому, что нас ведет коварный властелин, а потому что идем сами, не желая отвечать за себя.
Эта патологическая безответственность проявляется во всем, на всех уровнях социальной иерархии. Легенда о всемогуществе главы государства и его аппарата вообще достигла апогея. Оппозиция привычно разводит руками, поднимает глаза к верху и говорит, что все бесполезно и нужно принимать ЕГО правила игры. Оно бы хорошо, но правил то, по сути, никаких нет. Принимать нечего. Но все политики свои просчеты, недоработки и поражения как в ежедневной работе, так и в избирательных кампаниях оправдывают всесилием административного ресурса. Ну а власть молчит, не предпринимает никаких попыток опровергнуть безосновательные заявления. Зачем ей это делать? Ей выгодно поддерживать этот миф, потому что пока он движет умами, у очень ограниченного круга людей на властном Олимпе есть и сила, и авторитет. Мы дарим их, хотя всем известен тот факт, что реально подтасовать голоса избирателей вне механизма предварительного голосования можно максимум на 5—8%, и чем больше избирателей приходит в один день на участки, тем этот процент меньше.
Но если это осознать, то не получится обманывать себя дальше и искренне верить в то, что некие плохие товарищи, а не мы сами виноваты в нашей бедности, в том, что у нас нет прав, денег, здоровья, знаний, желания работать. Так они, коварные, мешают нам прочесть Конституцию, Декларацию прав человека и отстаивать свои права. Манипулируют нами, раскладывая перед выборами по нашим сумкам крупу и сахар. Взяли нас за ошейник, привели в очереди трастовых и страховых компаний. Да разве без них мы пошли бы за десять дней до начала голосования на референдум? Нет, без них самим себе объяснить собственную глупость можно только собственной глупостью. А вот с ними, такими ужасными, все выглядит иначе. Мы становимся красивыми и благородными, скромными и честными, кроткими и беззащитными на фоне таких ужасных олигархов, которых как-то никто не может назвать по имени. Кого ни спрошу, все называют разные фамилии и критерии, по которым фильтруют отдельных граждан в класс олигархов. Такое складывается впечатление, что в Украине их всего четыре, или четыре с половиной, но уж никак не пять.
Вот и получается, что, отказываясь от ответственности и ограничивая себя в желаниях, стремясь только к материальному достатку и благополучию, американскую мечту мы снисходительно понимаем, а собственную либо не можем сформулировать вообще, либо лелеем так глубоко, что она там просто задыхается от национального достоинства.
А ведь по сути, богатство и достаток нам нужны только для того, чтобы мы смогли уважать себя. Отсутствие внутреннего уважения мы компенсируем либо завистью, либо ненавистью к состоятельным людям. Причем, богатыми считаем всех тех, которые имеют чуточку больше, чем мы. А уж украинские миллионеры для нас — это вообще исчадие ада. Они обязательно евреи, бандиты, кагебисты и партийные функционеры одновременно. В другом облике они не укладываются в нашем сознании. И это очень плохо. Не столько для них — они без нас спокойно проживут. Грустно и смешно, что мы сами не понимаем, насколько важна для Украины и для каждого из нас новая элита богатых людей. Мы никак не хотим востребовать ее в том качестве, которое полезно для общества и к которому она готова идти, чтобы стать частью новой страны и новой жизни. Нам легче закрыть глаза на то, что нищета всех уравнивает в скотстве, а богатство предоставляет возможность конкурировать в добродетели, чем осознать, что спрос рождает предложение. Мы даже не пытаемся сформулировать наш гражданский и социальный спрос по отношению к состоятельным людям. Дальше полтинника в зубы каждому как-то ничего не получается. Нам кажется, что они больше ничего не смогут сделать для нас кроме этого. Мы до сих пор не хотим научиться уважать их за то, что они оказались дальновиднее, прагматичнее и, в конце концов, просто умнее и поворотливее нас. Это действительно трудно, потому что тогда нам придется дать ответ на вопрос, кто мы и почему бедны. Но не ответив на него, мы не научимся уважать себя самих и не найдем пути к сотворению собственной мечты, способной трансформировать нас в нечто качественно отличающееся от того, чем мы сейчас являемся.
И пока мы будем продолжать бить стекла их автомобилей, ковырять им замки в дверях, лебезить перед клерками, просто тихо ненавидеть, навешивая на них ярлыки, за их счет создавая себе имидж благородной и несправедливо бедной нации, мы так и останемся нищими, злыми и личностно несостоятельными людьми.
Среди нас есть люди, которые просто не задумываются над этим. Но есть и другие, которые готовы оправдывать и развивать идеологию беззакония и бесправия, в которой мы продолжаем жить. В различных интерпретациях эта идеология сохраняет в сущности неприкосновенным нафталиновый лозунг пролетарской революции — отобрать и поделить. Часто слушаю предложения «прогрессивно» мыслящих депутатов по пересмотру приватизации, жесткого налогообложения и понимаю, что таким говорунам очень хочется быть богатыми и свободными. Да не получается. Вот и рождают их умы идеи борьбы за народ, суть которых стара, как мир, и сводится к тому, что при переделе пирога крошки всегда на столе, и, как бесплатный довесок к пайке, достаются тому, кто делит.
Оставаясь в плену иллюзий, мы не боремся со своими внутренними, нравственными болезнями. Поэтому нас, как по кругу, жизнь бросает от насморка к поносу. А иммунная система дремлет. Пора ее разбудить и оздоровить. Это совсем не трудно сделать, если запомнить простую истину — абсолютной власти над человеком не существует. Ни власти обстоятельств, ни власти конкретных людей, ни природы. Ее всегда столько, сколько мы ее признаем над собой. И каждому из нас дана от рождения великая сила — родить личностную мечту, поверить в нее и до космической боли захотеть ее осуществления. И она исполниться обязательно, сделав нас личностями, а значит состоятельными во всех отношениях людьми.
Выпуск газеты №:
№138, (2001)Section
Почта «Дня»