От севера до юга
Государственный Флаг во дворе. По зову сердца![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20120823/4149-12-1_0.jpg)
Говоря о Дне Государственного Флага Украины, стоит вспомнить тех людей, которые не на словах, а на деле этот его почетный статус утверждают. Когда-то был удивлен, что гражданин провинциального Щорса (Черниговская область) Павел Семененко ежедневно устанавливает на своей усадьбе сине-желтый флаг. Казалось бы, давно уже нет необходимости отстаивать сине-желтый флаг, под которым боролись за независимость петлюровцы, герои Холодного Яра, Медвинской и других повстанческих республик, позже — воины УПА, а уже совсем недавно, на нашей памяти, активисты Народного Руха Украины. Ведь теперь он развевается над каждым государственным учреждением. Однако Павел Дмитриевич чувствует потребность в этом символе свободы и у себя на подворье. Чем объяснить такой сантимент? По-видимому, тем, что Павел Дмитриевич был первым руховцем Щорса. Тогда за флаг его «травили» по полной программе, кое-кто даже призывал: «Нужно повесить этого сумасбродного Семененко рядом с Чорновилом!». С их семьей тогда никто не контактировал, зато сама семья была маленьким украинским островком среди разбушевавшегося «прокоммунистического» моря. Дочка Елена, больная сахарным диабетом, решила не стоять в стороне от борьбы, а, чтобы поддержать отца, сама стала руховкой. Тогда за Павла Дмитриевича вступилась белорусская писательница Лидия Вакуловская. Ее детство прошло в Щорсе, о Семененко она слышала от знакомых. Писательница испытывала обостренное чувство справедливости, поэтому решила написать письмо первому секретарю Щорсского райкома партии Петру Шаповалу: «В Щорсе исключают из партии Павла Семененко, единственного здесь руховца, обливают его грязью в районной газете. Что же он натворил ужасного? Убил кого-то? Ограбил, взятки брал, к террору призывал? Приехал со съезда Руха в Киеве, высказывал какие-то вольнолюбивые мысли. И по одному этому руховцу ударили из всех дальнобойных аппаратных орудий...»
Да, Семененко действительно был коммунистом. Во многом он напоминал главного героя фильма Юлия Райзмана «Коммунист», сыгранного замечательным актером Евгением Урбанским. Действительно, была и такая категория людей в КПСС — пусть и немногочисленная. Такие коммунисты были неудобными, прежде всего, для начальства. Рассказывают, что как-то Павел Дмитриевич запротестовал, когда качественный уголь хотели оставить для отопления райкома, а худший отдать для отопления детских садиков. Принципиальный коммунист считал, что лучше сделать наоборот. Это раздражало щорсских партийных функционеров, потому что они кино с жизнью никогда не путали. Наивный романтик Семененко им очень мешал. Хорошо, если бы шла речь только об угле. А то предлагал во время обмена партийных билетов исключить из партии пьяниц и аморальных типов! Кому же такое могло понравиться?
Может, поэтому и решил Павел Дмитриевич поддержать Рух в 1990 году. Потому что увидел в нем реальный шанс обновления страны...
С тех пор прошло более двух десятилетий, многие люди разочаровались в независимости. Может, и в большей степени, чем в свое время Семененко в КПСС. А вот сам Павел Дмитриевич до сих пор верит в Украину. Родственники говорят, что самым дорогим для него праздником является не Новый год, Рождество или Пасха, а именно День Независимости. Верит старый руховец в силу своего народа, мечтает об образовании, укреплении и постоянном росте числа территориальных общин. Даже ныне не падает духом, говорит, что и украинский язык сохраним, — и не такие времена он пережил. В меру своих сил работает с молодежью, для чего написал довольно интересную «Памятку украинцу». Там есть такие слова: «За суверенное существование Украины, за ее самобытное развитие, чистоту и силу ты отвечаешь перед собой, перед своими потомками, перед самим Богом! Поэтому оберегай, бережно используй ее землю, недра, воду, растительность, животный мир, историю, язык, культуру, духовность! Уважай людей других национальностей и их Отчизны!»
Самая уважаемая газета в семье Павла Дмитриевича — «День», ведь именно она больше всего проникается созданием гражданского общества. Семененко импонирует ее откровенность, диалогичность, глубинное понимание процессов формирования нации, патриотизм.
Щорсский район Черниговской области является одним из самых северных в Украине, он граничит с Брянской областью России. И городок Щорс — довольно русифицированный, думаю, не менее как на 80%. Остальные 20% — хилый суржик... Поэтому такое отношение к национальному флагу со стороны бывшего коммуниста-романтика вызывает удивление и восторг.
ПРИЯТНОЕ ОТКРЫТИЕ В ГОРОДЕ СТАРЫЙ КРЫМ
Еще год назад я сомневался бы, что с таким же трепетным отношением к Украине можно столкнуться и на крайнем юге Украины — в АРК. Оказывается, ошибался. Довольно приятное открытие ожидало меня в городе Старый Крым.
Там Государственный Флаг высоко развевается над усадьбой Алексея и Людмилы Супрунов. Он виден издалека, поэтому все местные жители знают: здесь живут украинцы. Соседи относятся к такому демонстративному патриотизму с пониманием и никогда не требуют «разговаривать на человеческом языке». Хотя, казалось бы, привести двух чудаков к «общему крымскому знаменателю» совсем нетрудно. Опыт ассимиляции у крымчан богатый, кто колеблется — того обычно легко русифицируют. К тому же у Алексея из украиноязычного образования только что и есть четыре класса начальной сельской школы на родной Харьковщине. Дальше уже все было русским — средняя школа, ПТУ, завод имени Малышева, служба в Вооруженных силах, «мореходка» и многолетние хождения морями-океанами... Жена, вообще, «паспортная» русская из Сибири, родилась в Нововаршавском районе Омской области. Украинский язык не изучала, разве что изредка слышала от бабушки. Потому что по отцу она таки Степаненко, а по матери — Горбатюк. Вот и вся наука, потому что государство российское, которое своим трудом обогащали вывезенные еще при Столыпине переселенцы, вовсе не проникалось сохранением украинской идентичности всяких там «хохлов»-малороссов. Однако — нет, упрямо разговаривают Супруны на украинском языке, выписывают единственную украиноязычную газету в АРК «Кримська світлиця», а кроме сине-желтого флага на высокой мачте в усадьбе есть и другие признаки украинства. Скажем, металлические ворота украшает большой железный трезуб, якорь (дань морскому прошлому Алексея Михайловича) и две скрещенные сабли. Хоть детей на экскурсию вези! И действительно, не повредило бы юным жителям Киева, Львова, Черкасс, а тем более — Днепропетровска, Луганска, Донецка поучиться патриотизму у крымчанина со слобожанскими корнями. Как-то спросил Супруна: если он так любит все украинское, то почему же не поселился на Волыни? Или на Подолье? Или где-то на Прикарпатье? Потому что в Крыму за каждый вдох родным воздухом, за каждое слово родным языком нужно бороться. Алексей Михайлович удивленно вскинул брови: «С географией у меня проблем никогда не было. Знаю, что Крым — это Украина. Так почему же я на родной земле должен вести себя, как заяц? У меня установки другие: там, где мы с женой, — там и есть настоящая Украина! У меня и отец таким был... Через многие годы после его смерти я пришел к выводу, что это именно он и такие дерзкие, как он, организовали на Богодуховщине два крестьянских восстания в 1932 году, во время Голодомора. В других селах района не было лидеров, так и восстаний не было. Отец не боялся, настоящим казаком был, а я чем хуже?».
Следовательно, несмотря ни на что, и на севере, и на юге Украины есть кому уважать Государственный Флаг. Можно и без чиновников обойтись, потому что подобные герои у нас, видно, никогда не переведутся. Опосредствованно, самим фактом своего существования, эти «белые вороны» и «исключения из общего правила» показывают большую жизненную силу украинской идеи.
Фото предоставлены автором
Выпуск газеты №:
№149, (2012)Section
Почта «Дня»