Память — основа идентичности
Необходимо системно популяризировать нашу историю. Так, как это делает «День»
«Реконструкция человечности» — какое меткое название статьи Олеси Яремчук и Кристины Бондаревой в «Дне» №№172, 173! Авторы доходчиво рассматривают исторические процессы Германии в части прихода к власти Гитлера в 1933 году. Показывают, как удалось национал-социалистической партии НСДП объединить немецкий народ вокруг социальных вопросов, а в дальнейшем обмануть его (!). Самое ценное, на мой взгляд, в истории возникновения, становления, потом и господстве нацизма в Германии — это то, как послевоенное, современное государство «распорядилось» этими страшными моментами собственной истории, оценка и самооценка содеянного зла против человечества и против евреев в частности, то есть искоренения нацизма. Как по мне, это образец мужества и зрелости гражданского общества Германии.
«Немцы нашли в себе силы покаяться за страшное тоталитарное прошлое. В 1970 году людей в целом мире взволновала одна фотография. На ней изображен Вилли Брандт, который упал на колени перед мемориалом-памятником в Варшаве героям и жертвам восстания в еврейском гетто — в знак покаяния немцев... Брандт — первый канцлер, который посетил Израиль. Он сделал жест, который взволновал всю страну, — зашел в Яд ва-Шем даже не в ермолке, а в шляпе, которую носят ортодоксальные евреи» (О. Яремчук «Реконструкция человечности», «День» №172 от 24 сентября 2013 года). Поэтому вполне заслуженно В. Брандту была присуждена Нобелевская премия мира именно за эту деятельность именно в этом направлении — денацификации и покаяния перед миром. Вероятно, именно в этом кроется неисчерпаемая сила немецкого народа — в признании своих ошибок и способности к покаянию перед человечеством за эти преступления.
Поневоле напрашиваются параллели отношения немцев к своей горькой и нелегкой исторической памяти-наследию и украинцев к своей и Голодомору в частности. Определенным образом это можно назвать или охарактеризовать термином «реконструкция человечности и памяти». Безусловно, нам есть чему поучиться в этом вопросе у немцев.
Немцам сызмала рассказывают (формы самые разнообразные) о горькой ошибке немецкой нации (народы, согласно современной философской установке, к сожалению, тоже могут ошибаться). И это их не пугает, более того, воспитывает ощущение своей силы и величия, а, следовательно, отсюда уже один шаг к патриотизму (истинного, не ялового, без всяких кавычек). То есть мы видим, что главным фактором воспитания народа является не замалчивание исторической правды, какой бы горькой она ни была, а наоборот, направление луча ее в самые сокровенные точки причин возникновения нацизма, его становления, временной победы и поражения, как неотвратимой мировоззренческой ошибки.
А что мы видим в Украине сегодня? Кроме того, что историческая правда о т. н. Гражданской войне в 20-е годы (читай война большевистской России против Украины с последующей оккупацией ее), о Голодоморе-Геноциде 1932-1933 гг. во время насильственной коллективизации, приуменьшении роли украинцев во Второй мировой войне и борьбы ОУН-УПА, в частности, сознательно и преступно искажаются, да еще и замалчиваются истинные причины и последствия содеянного. То есть на этом искаженном фоне прекрасно расцветают легенды и мифы умершего СССР о «прекрасном совместном советском прошлом».
В данном случае происходит спекуляция с подменой обычных человеческих чувств у людей преклонных лет (советской закалки и воспитания) — так как в молодости, как известно, мы все были лучше, и «соль соленее, и сахар слаще». В этой связи возникает резонный вопрос: почему немцы могут так распоряжаться своей историей, имеют мужество, так сказать, перед миром «вывернуть тулуп», более того, при этом не потеряв достоинства, а наоборот, прибавив важности своему авторитету в мире, покаявшись в преступлениях перед человечеством, а мы не можем так. Нас хватает лишь на констатацию фактов и концентрацию внимания на наших поражениях, что, в общем, вызывает разочарование, пессимизм и создает предпосылки для очередных и будущих поражений, как необходимая данность их. Если немцы используют свои исторические поражения для поднятия нации, возрождения из пепла, то мы, останавливаясь лишь на констатации самих фактов, не делая исторических выводов, унижаем Украину, то есть продолжаем жить в плену стереотипов и устаревших рефлексий. «Но стереотипы всегда сильнее здравого смысла» (А. Прилипко, «Стереотипическое зрение», «День» №174-175 от 27 сентября с.г.) Почему так?
Как по мне, в этом вопросе важны такие моменты: отсутствие стратегической программы, системного подхода к изучению нашей истории и воспитанию исторической памяти. Это должен быть непрерывный процесс — цепь изучения, переосмысления и защиты от искажений и искривлений ее (этой исторической памяти) — от рождения гражданина до самой смерти. Государство, если оно хочет быть крепким и надолго, должно быть заинтересовано в постоянной реконструкции человечности и памяти. Для этой благородной цели не должно быть ограничений средств. Расходы на воплощение и воспитание политики памяти в ежегодном бюджете должны идти «красным», то есть выделяться средства при любых обстоятельствах.
«День», собственно, как газета и издательство в целом очень много уже сделал и делает ради возрождения исторической правды, возвращения из небытия множества славных имен, которые достойно венчают небосклон украинской истории. Стоит напомнить, что под непосредственной редакцией «Дня» вышла целая серия книг: «Украина Incognita», «Две Руси», «Ваші мертві вибрали мене» Д. Мейса, «Війни і мир...», «Екстракт 150», «Екстракт +200», серия «захалявных» книжек «Бронебійна публіцистика», а в этом году еще и «Підривна література» и так далее. Но деятельность «Дня» в масштабах Украины, согласитесь, скорее, исключение из правил, а системная работа в этой сфере практически отсутствует. Убежден, что подобная деятельность должна поддерживаться государством, возможно, целесообразно на базе издательства создать некий координационный центр по возрождению исторической памяти... (хоть де-факто он уже существует).
И напоследок. Хочется верить, что создание такой непрерывной цепи исторической памяти в Украине как можно лучше и как можно быстрее будет способствовать ускорению обретения украинцами идентичности, органично вмонтированной в европейскую историческую память.
Выпуск газеты №:
№189, (2013)Section
Почта «Дня»