Как капля долбит камень не двукратным, а многократным падением, так и человек становится мудрым не от двукратного, а от многократного чтения.
Джордано Бруно, итальянский философ эпохи Возрождения, поэт, представитель пантеизма

«Писать о том, что нас объединяет»

Таис Золотковская — о «романе за 30 дней» и моральной ответственности мастера
16 ноября, 2017 - 19:43

Ежегодно в ноябре тысячи писателей отовсюду приобщаются к «NaNoWriMo» — всемирному месячнику написания романа за тридцать дней. Есть среди них и украинцы. Харьковчанка Таис Золотковская уже не первый год принимает участие в этом марафоне. А еще она издала четыре собственных книги и организовала в родном городе курсы писательского мастерства для всех желающих. О писательстве как о работе, «Клубе Анонимных Авторов» и о том, почему стоит переходить на украинский — в нашем разговоре с Таис Золотковской.

Почему ты начала писать? Как вообще получается так, что человек чувствует безудержное желание выдумывать и записывать истории?

— Это случилось, когда мне исполнилось 16. Я два года проучилась в религиозной женской школе в Израиле, где меня окружало много интересных личностей. Тогда же я впервые поняла, что хочу написать историю. А затем таких историй-рассказов накопилось много, и я почувствовала необходимость напечатать их, чтобы двигаться дальше.

Действительно, в настоящий момент я уже не чувствую связи с теми рассказами. Ты пишешь что-то, а затем, через годы, возвращаешься к этому тексту — и вроде бы другой человек писал. Один из моих ранних рассказов до сих пор можно найти в сети, он победило на греческом конкурсе русскоязычной прозы, до сих пор его находят, читают, и не всегда это служит мне хорошую службу. Взрослея, некоторые тексты нужно отпускать. И писать новые.

Сейчас очень популярными становятся курсы, где учат писательскому мастерству. Как у тебя возникла идея создать свой клуб?

— В 2014 году я работала над романом и поняла, что мне не с кем говорить о писательском процессе. Я спросила в «Фейсбуке», хочет ли кто-то выпить со мной кофе и поговорить о том, как мы пишем. Откликнулось несколько человек, мы стали встречаться, обсуждать проблемы с текстом и сюжетом, но все равно мне чего-то не хватало. Хотелось не только говорить, а заниматься какими-то практическими упражнениями.

Следующим летом я поехала в Нью-Йорк, несколько раз посетила занятия по творческому письму и увидела формат, который мне понравился: дается часть теории, но основное — это практическая часть, потому что если мы встречаемся для занятий письмом, то лекции — это не всегда то, что нам нужно. Следовательно, вернувшись, решила организовать такой писательский клуб в Харькове. Первые участники «Клуба» нашлись опять же через «Фейсбук», мы начали встречаться каждую неделю.

Количество слушателей постоянно меняется: в теплом сентябре приходит сорок человек, а вот в конце января может и пятнадцать авторов прийти. Меня радует, что с 2015-го «Клуб Анонимных Авторов» посетило более 500 человек. Я придумываю упражнения, которые помогают найти авторам собственный стиль. Есть те, кто приходит в Клуб за дружеской поддержкой. Для них текст — возможность выписать свои истории. Или приходят авторы, которые хорошо пишут, но они уже столкнулись с неконструктивной критикой, и им нужна перезагрузка, чтобы опять поверить в свои силы. В Клубе мы не критикуем, если не просят, а обращаем внимание на то, что можно улучшить.

Действительно, удается ли написать хороший роман за 30 дней?

— Хоть и красиво звучит «напиши книгу за 30 дней», и на выходе мы получаем лишь черновик, а не завершенную книгу. Однако ежегодно в ноябре свыше 500 тысяч человек из разных стран приобщаются к «NaNoWriMo» и пишут свой роман объемом не менее 50 тысяч слов. В 2014 году я также на 30 дней включилась в этот умопомрачительный марафон и успела написать необходимое количество слов. Заканчивала в последний день в Киеве в кругу «нанораймовцев». Через два года вышла книга, черновик, написанный во время марафона, «Линия усилия».

Теперь каждый октябрь я провожу курс для авторов, как написать роман за 30 дней. Многие члены клуба пишут, а некоторые и дописывают до заветных 50 тысяч. В 2015 году закончило пятеро, хотя начинало писать больше, в 2016-м тоже некоторые достигли желаемой цели. Весь фокус в том, чтобы на 10-й день, когда вдохновение угасает, сделать паузу и распланировать последующую историю. И до конца ноября не пропускать ни одного дня, ведь написание 1667 слов занимает всего два-три часа времени.

Я знаю, что ты раньше писала по-русски, а теперь перешла на украинский язык, почему?

— Русский язык для меня более привычный, я на нем разговаривала с детства и написала свои первые книги. Теперь же я чувствую потребность писать на украинском языке, я его изучаю, открываю для себя много нового. С удовольствием читаю по-украински и всячески поддерживаю авторов Клуба, которые переходят на язык. У нас есть красивый инструмент для рассказывания историй, почему бы им не воспользоваться? Общая тенденция роста внимания к писательству, рассказы историй говорит о том, что сейчас мы живем в удивительное время — время расцвета украинской литературы. Возможны любые эксперименты, место найдется каждому. Голоса услышаны, время свободы наступило.

— По твоему мнению, есть ли какой-то рецепт успеха для писателей? Что нужно делать, чтобы в одно утро проснуться знаменитым?

— В работе писателя важны тщательность и целенаправленность — поставить себе цель и идти к ней, постоянно работать над своим текстом. Не менее важно знать, как устроены литературные произведения, постоянно учиться новому у живых и мертвых литераторов. На мой взгляд, это один из процессов взросления — признать, что кроме тебя, твою работу никто не сделает. Садись и пиши. Рассказывай свою историю.

Если же говорить о трендах, то в настоящий момент у читателей развито клиповое мышление, чаще они читают ленту «Фейсбука» — небольшие тексты, чем романы в твердом переплете. И если автор хочет писать для нынешних читателей, можно подумать о рассказе или романе, разбитом на небольшие разделы. В свое время у меня была иллюзия, что автор сдает издательству текст и дальше ничем не занимается. Это не так. Ответственность за рекламу своей книги всегда будет на авторе. Поэтому не стесняйтесь, если у вас большая аудитория в «Твиттере» или «Инстаграме», возможно, вам это пойдет на пользу, когда дойдет до продаж книги.

В целом же в литературе нет никаких правил. Главное — получать удовольствие от своей работы. Я думаю, стоит писать о вещах, которые нас объединяют. Это важно. Ведь у писателя есть моральная ответственность перед читателем за то, что и как он говорит.

Юлия ИЛЮХА, Харьков
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ