Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

ПОЛИТИКА СТРАХА

22 декабря, 00:00

«Электричество заменит крестьянину Бога. Вместо Бога крестьянин будет молиться электрической лампочке». Так в свое время В. И. Ленин видел развитие отношений крестьянства со Всевышним. Технологи из Администрации Президента в своих предвыборных разработках лишают нас даже такой малости. Лампочку можно видеть и ощущать. О бурлящей партийной жизни можно только слышать. Виртуальные партии заключают виртуальные союзы для перераспределения виртуального админресурса, обеспечивая победу на виртуальных же выборах. Будет ли итог сих эволюций сколько-нибудь ощутимым, и для победителей приятным? Ведь из ничего, ничего и получается. Политики, принимающие участие в подобных представлениях, ощущают газовую зыбкость всего происходящего. Отчего же участвуют? Страх руководит ими.

Авторитетный американский специалист в области права и общественных наук, профессор Роберт Лорч в своей работе «State and local politics» утверждал, что власть только тогда власть, когда она обладает двумя прерогативами — правом распределения денег и правом назначения чиновников. Все остальные распорядительно-исполнительные горизонтали и вертикали — производное. По Конституции Украины у Президента страны из этих двух прерогатив формально есть только одна — право назначения небольшого числа чиновников. К непосредственному распределению бюджетных средств Президент отношения не имеет. Назначенные Президентом руководители ведомств потребляют те бюджеты, что распределяет Кабмин. Таким образом, следуя формальной логике, назначенные Президентом чиновники, должны быть одинаково лояльны, как к Президенту, так и к премьеру. Один назначает чиновника, другой его финансирует. Однако реальность иная. Все назначенцы Президента — «силовики». За исключением разве что Министерства обороны, они формируют свои истинные бюджеты самостоятельно. Средства, отпущенные Кабмином, покрывают лишь малую толику реальных расходов. Шикарные офисы и модельный ряд новых авто свидетельствуют об этом ярчайше. Все об этом знают. Поэтому назначение и смещение руководящих чиновников со своих постов (а это, напомним, прерогатива Президента) означает приобщение либо отлучение от власти, а следовательно, и доходов. Страх попасть в немилость и «выпасть из обоймы» парализует потенциальных кандидатов. Ради того, чтобы остаться «на плаву», они готовы пойти на многое, если не на всё.

Иную группу образуют политики, имеющие свой бизнес. А таких изрядное количество. «Толпа, стоящая у трона», отталкивая локтями конкурентов, стремится доказать свою преданность Президенту, дабы им позволили и дальше заниматься тем, чем они занимаются. Играть по установленным правилам их, опять-таки, заставляет страх лишиться своего бизнеса. В случае непослушания его отберут те же силовики. Участники процесса не протестуют, а «творчески обогащают» эти правила. Верховной власти остается только регулировать «напряжение в сети». Если же с кем-либо из игроков случаются конфузы, остальная часть пытается поскорее занять освободившееся место. В полной уверенности, что уж с ними-то подобного не произойдет. Круг замкнулся.

Разорвать его смогли бы… неожиданные итоги выборов, ибо «проектантами» не учитываются такие «малости», как мнение самого электората и позиция местной власти. Между тем и одним, и другим безразличны многоходовые комбинации столичных технологов. «У советских собственная гордость». Результаты социологических опросов — величина не абсолютная. Они отражают только общие тенденции. Как будет себя вести избиратель в кабине для голосования — не знает даже он сам. Местные же власти, угодливо становясь во фрунт и крича: «Есть!», решают на выборах, прежде всего, свои собственные задачи и не собираются предоставлять админресурс каждому, кто этого пожелает. Таким образом, итоги выборов могут оказаться не совсем такими, а может быть, и совсем не такими, какими их представляют в Киеве. Вместо того, чтобы заниматься партийным строительством на местах и работать с губернаторами на протяжении сколько-нибудь длительного периода времени, многие партийные вожди уповают на звонок с Банковой. Что это? Недомыслие? Традиционное «авось»? Нет. Это тоже страх. Страх того, что наверху «неправильно поймут». Инициатива наказуема. Несогласованная инициатива тем паче.

Великие мудрецы древности учили: «Молитесь о благополучии властей. Ибо, если бы не страх перед ними, люди бы живьем глотали один одного». Это так. Но чувство страха перед властью не должно затмевать иных чувств. Например, чувства собственного достоинства. Ибо те же мудрецы говорили: «Даже там где нет людей, старайся оставаться человеком». Любая власть проистекает из одного источника. Но формирует ее избиратель. Даже в странах с ущербной демократией. «Украинская модель» полупрезидентской республики разрабатывалась не мудрецами и не теоретиками конституционного права. Эта форма правления родилась усилиями угодливого чиновничества. Тем не менее, она пока живет и процветает. Общим знаменателем здесь является страх. Великий Омар Хайям говорил: «Страх и страданья — вот родители разума». Быть может, это о нас?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать