Перейти к основному содержанию

Правительство должно быть субъектом, а не объектом переговорных процессов с Россией

20 февраля, 20:29

Отзыв на материал Мыколы СИРУКА «О внешнем факторе в украинском конфликте» («День» № 12-13 от 24—25 января 2014 года)

Хочу подискутировать относительно утверждения об использовании Путиным именно поступлений от российского налогоплательщика для финансирования украинского политического режима. Президент нашего большого соседа, наш стратегический партнер давно потерял семейную память, когда вопреки будапештским договоренностям крупных ядерных государств относительно недопущения экономического давления на Украину, которая отказалась от ядерного арсенала, действовал далеко не по-братски. Именно он, властитель страны с неисчерпаемыми запасами газа (треть мировых) специально поехал в Туркменистан и заключил соглашение о закупке туркменского газа на 25 лет, чтобы он не достался Украине.

А чтобы лишить Украину права крупнейшего транзитера природного газа, которая пожертвовала для прохождения наибольших в мире трансконтинентальных газопроводов тысячами гектаров самых плодородных черноземов, создала для своего населения определенные экологические неудобства, Кремль задумал сооружение обходных, намного более дорогих транзитных маршрутов для экспорта российского газа. Став монополистом импорта газа для Украины, российский «Газпром» диктовал свои условия на цены полученного нашей страной газа и плату за транзитные услуги, включая подземное хранение газа. Плата за хранение российского газа была в 3—5 раз меньше среднеевропейской и даже ниже себестоимости.

При исключительно неблагоприятных условиях для переговоров о поставках газа в январе 2009 года (подобные соглашения, как правило, заключались еще летом и из-за умышленного промедления «Газпрома» довели сроки до похолоданий) Украине была навязана крайне завышенная цена, которая не была исправлена дружественным к путинской России правительством Азарова и даже с учетом унизительных для Украины так называемых харьковских соглашений оказалась намного выше, чем плата всех других импортеров российского газа.

Используя из-за отсутствия альтернативных источников самый большой объем российского газа, «братская» страна стала крупнейшим донором российской экономики за последние 3—4 кризисных года. Только за последние 3 года Украина переплатила России по сравнению с другими, более отдаленными от России странами, более 20 млрд дол., доведя свою экономику, как признал бывший премьер-министр Н. Азаров, до дефолта. В прошлом году стало даже выгоднее осуществлять реверсивные поставки того же российского («братского») газа из стран более отдаленных от России, которые покупали у последней газ по значительно более низким, чем Украина, ценам.

В таких условиях предоставленная Россией так называемая «братская» помощь никак не выглядит «братским подарком» российского налогоплательщика. Логичнее было бы просто добросовестно отдать Украине ранее отнятое добро, без всяких предварительных условий (бытует предостережение, что последующие транши выделенного Украине объема газа будут корректироваться в зависимости от поведения украинского правительства).

Будем надеяться, что украинское правительство в дальнейшем станет субъектом, а не объектом экономических переговорных процессов и, опираясь на европейскую энергетическую хартию, поддержку Европейского содружества, всего международного сообщества, не поддастся на шантаж стратегического соседа. Будем же сильными, потому что слабых бьют!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать