Психология пенитенциарной системы
Запрещение и последующая отмена смертной казни в Украине хотя и утверждена под влиянием Европы, но Украину к Европе приблизили мало, хотя нас немножко похвалили: «Правильным путем идете, тов.., то есть господа!»
Конечно, приятно, когда нас воспринимают как цивилизованное европейское государство, но было бы еще более приятно, если бы мы таким государством действительно стали не только по внешнему камуфляжу, но и по внутренней сути, жизни народа и отношению к каждому гражданину лично.
Может показаться, что я выступаю против гуманных нововведений, за противопоставление Украины Европе, вообще за некое современное хуторянство. Конечно, нет, только я считаю, что самые хорошие нововведения должны быть подготовлены с учетом конкретных обстоятельств и приниматься не вдруг, когда уже припечет, а после подготовки общества как на уровне сознания, так и по материальному обеспечению.
А сегодня уже назревает принятие другого решения — реформирование заведений пенитенциарный системы, т.е. тюрем. Наши же государственные мужи спят (скорее, решают собственные проблемы), а потом на нас вдруг упадет еще одно решение об обеспечении в тюрьмах условий по стандартам Европы. Я за такое решение, но давайте подготовимся заблаговременно хотя бы к нему.
Начнем с психологии наказаний, цель которых — обеспечить определенную стабильность, отвратить от преступлений подавляющую часть общества, изолировать тех, кто подвержен им и никогда не исправится, и доказать тем, кто склонен к ним, но колеблется, что наказание неотвратимо.
Одно из условий наказания — в тюрьме должно быть хуже, чем на свободе. Но, как утверждает психология, при этом нельзя переходить определенной грани, ведь тогда смысл наказания полностью теряется и его система превращается в заведения воспитания жестокости, взаимной враждебности, антигуманизма. В наших условиях эта грань давно перейдена, и в результате не в заведениях наказания приучают людей к нормальной жизни, а принципы «зоны» проникают в наше общество. Поэтому создание более гуманных условий в заведениях пенитенциарный системы является неотложным. Но, учитывая психологию наказаний, необходимо одновременно улучшить жизнь граждан, основной части общества вне «зоны», развивать систему воспитания и образования, привить людям вкус к нормальной свободной жизни, чтобы только мысль о том, что они проведут два-три года в отдельной камере со всеми выгодами, трех- четырхчасовым телевизором и воскресным телефоном вызывала у них ужас. Сегодня же достаточно большая часть наших граждан согласилась бы пожить в таких условиях, отдохнуть несколько лет, а может, и остаться до конца жизни.
Необходимо гуманное отношение государственных учреждений к своим гражданам, каждому человеку и его проблемам (иначе для чего же государство?), тогда улучшение условий в заведениях лишения свободы и вся пенитенциарная система начнут выполнять свои задачи. Ставить вопрос о гуманизации тюрем (10 долларов в день на осужденного) и одновременно загонять образование, культуру, науку, медицину в тупик — нонсенс.
Когда отмена смертных приговоров аргументируется некомпетентностью судебных органов и возможными ошибками, мне становится жутко. Конечно, ошибки недопустимы, а случай, когда студент, который подделал проездной билет и надул государство на 18 гривен, получает такое же наказание как и вор, который ограбил десятки жилищ, заставляет думать не об отмене наказаний вообще, а о неотложности реформирования самой судебной системы.
Мы избрали путь демократизации и гуманизации общества, но не нужно рассчитывать, что, отдав свои права народным избранникам, «хорошему президенту», «правильной партии», мы получим желаемый результат. Только постоянный контроль со стороны народа, эффективная обратная связь между ним и государственными структурами будут содействовать этому. И пресса является самым главным звеном в этом процессе.
Выпуск газеты №:
№59, (2001)Section
Почта «Дня»