«Самый репертуарный» среди драматургов новой волны
Пьесы Владимира Винниченко на елисаветградской сценеИмя Владимира Винниченко в первые десятилетия прошлого века приобрело фантастическую известность. Постановки его пьес были знаковыми в театральной жизни Украины. Винниченко был «самым репертуарным» среди драматургов новой волны, в его пьесах засветились идеи моральной мудрости, «честности с собой» как противопоставление дисгармонии между словом и действием, желаемым и возможным. Своей психологической драматургией В. Винниченко выразительно выделялся на фоне тогдашней общественности социально-бытовой драмы.
ПЕРВАЯ ПОСТАНОВКА — «БРЕХНЯ»
Первой пьесой В. Винниченко, которая увидела свет рампы, была «Брехня». Руководитель первого и единственного стационарного украинского театра в Киеве М. Садовский считал ее лучшей из всех пьес драматурга. Премьера состоялась 20 января 1911 года. Постановщик — И. Марьяненко. В 1913-м в театре одна за другой выходят винниченковские премьеры — 12 октября «Натусь» и
6 ноября «Молода кров», обе в постановке И. Марьяненко. Наибольшим успехом пользовался спектакль «Молода кров», который И. Марьяненко поставил для своего бенефиса и играл в нем одну из ведущих ролей — Антося. Только в одном сезоне пьесу ставили девять раз с большими кассовыми сборами, хотя и шла она в будничные дни.
По внешним признакам — по отбору жизненного материала и жанровым особенностям — «Молода кров» была вроде бы близка к украинской классической драме. Действительно, о попытке помещицкого сына-интеллигента вступить в брак с простой наймычкой-селянкой украинская драматургия рассказывала не один раз, но так, чтобы в образах этой «простой наймычки» и ее среды было заложено антиморальное начало, соединенное с понятием воинственного хамства, — этого еще в ней не было. Победоносное тогдашнее хамство становилось новой реальностью и было нескрываемой правдой о современности. В. Винниченко смеялся. Однако этот смех приводил зрителей в ужас и потрясение.
Зрители по-разному воспринимали спектакль, но вся театральная общественность и пресса были единодушны в оценке высокой и мастерской сыгранности актеров. Даже при том, что М. Вороный не совсем одобрительно принимал пьесу «Молода кров», однако о спектакле отзывался положительно: «Местами в исполнении пьесы чувствовался соблюденный ансамбль и чувство скрытого ритма в темпах и тонах». Надолго лучшими ролями не только в спектакле, но и во всей творческой наработке актеров оставались: Антось (И. Марьяненко), Макар Макарович (С. Панькивский), Никита (Ф. Левицкий), Явдошка (Я. Доля), Панас (Е. Захарчук), Семен (Ю. Милович).
Успех спектакля у широкой театрально-художественной общественности дал основания говорить о ней как о такой, которая была этапной в театре Н. Садовского на пути его «европеизации».
ДЕБЮТ В ЕЛИСАВЕТГРАДЕ — СЕНТЯБРЬ 1915-ГО
Первая постановка пьесы Владимира Кирилловича на его родине могла состояться в апреле 1912-го. В Елисаветграде в течение месяца гастролировала украинская труппа Л. Сабинина. Как писала местная газета «Голос Юга», в репертуаре труппы были как «Настоящие литературно-театральные шедевры», так и «Ясні зорі»
Б. Гринченко и «Брехня» В. Винниченко. Однако последнюю пьесу трупа Л. Сабинина так и не сыграла.
А произошло это лишь в сентябре 1915-го во время гастролей в городе украинской труппы под руководством И. Марьяненко. Кроме пьес традиционного репертуара, был поставлен и ряд пьес, которые раньше не ставили на сцене Зимнего театра (его еще называли по фамилии арендатора театром Элькинда, а в настоящее время это театр им. М. Кропивницкого — Авт.). Среди них и два произведения В. Винниченко «Брехня» и «Молода кров». В каждом номере елисаветградская газета «Голос Юга» печатала рецензию на спектакль, который ставили в театре накануне, и анонсировала следующий спектакль. В номере за 18 сентября журналист назвал пьесу «Молода кров» одним «из самых неудачных произведений талантливого писателя». Вместе с тем рецензенту понравилась игра актеров: «Разыграна и поставлена пьеса нашими артистами очень хорошо».
«НОВАЯ ЭПОХА В ЖИЗНИ УКРАИНСКОГО ТЕАТРА»
Следующие гастроли в Елисаветграде Товарищества украинских артистов под руководством И. Марьяненко состоялись ровно через год. На этот раз на сцене Зимнего театра были сыграны сразу три пьесы В. Винниченко — «Брехня», «Молода» кров» и «Натусь». Причем каждую из них ставили по несколько раз. И постоянно был аншлаг. За октябрь труппа дала 30 спектаклей, в кассу театра поступило 12 160 рублей. Последний спектакль был сыгран 20 декабря. Это был «Натусь».
В 1916 году ни одна из гастролирующих в городе трупп пьес Винниченко не ставила.
К середине февраля 1917-го в Елисаветграде гастролировала театральная труппа Кравченко. Завершились эти успешные гастроли новинкой сезона — спектаклем В. Винниченко «Чорна пантера». В переполненном театре публика тепло прощалась с актерами, которые были вполне довольны не только хорошим приемом, но и материальным достижением сезона: «На круг труппа получала 500 р. за спектакль».
А с 20 февраля елисаветградцы уже встречали актеров украинской труппы под руководством братьев И. Марьяненко и М. Петлишенко, при участии известной актрисы Л. Линицкой и артистов Львовской оперы. Во время этих гастролей были поставлены две пьесы В. Винниченко — «Молода кров» и «Натусь». Напечатанная в «Голосе Юга» рецензия сообщала: «Пьесы Черкасенко и Винниченко — это новая эпоха в жизни украинского театра, они служат живым откликом на те явления нашей жизни, которые волнуют и заставляют много думать наше поколение».
Театральная жизнь в Елисаветграде в 1918 году ознаменовалась несколькими событиями. С января при заводе Эльворти начал действовать любительский театральный кружок, спектакли которого пользовались успехом, а сборы шли исключительно на благотворительность. Многочисленные благотворительные спектакли давали также актеры Товарищества драматических артистов, которые гастролировали в городе с марта. На суд зрителей предлагали спектакли по произведениям Чехова, Тэффи и Винниченко. В июне в театре Элькинда гастролировала труппа одесской драмы, которая поставила пьесу В. Винниченко «Брехня».
«ПОКА НЕ ЗАПРЕЩЕННАЯ ДРАМА»
В Первом Советском театре Елисаветграда с 1919-го постоянно работала украинская театральная труппа Д. Гайдамаки. Это была на то время едва ли не лучшая украинская труппа, о которой знали далеко за пределами Украины. Но в 1921-м страницы местных изданий запестрели едкой критикой по поводу репертуара театра: мол, безыдейный. Анафеме подвергался как классический репертуар, так и произведения новейшего времени. Негативно оценили и спектакль по произведению В. Винниченко «Базар»: «Это одна из тех пьес, которые являются данью I-го Совтеатра духу времени. Но все же приходит на ум поговорка: «Бойтесь данайцев, дары приносящих».
В своих воспоминаниях уроженка Елисаветграда Татьяна Никитина, сестра товарища Арсения Тарковского — Юрия (их отец Василий Александрович Никитин — первый председатель местной «Просвіти»), вспоминает о совместном походе в театр. Смотрели «пока не запрещенную драму» В. Винниченко «Чорна Пантера і Білий Ведмідь». «Арсений в свои семнадцать лет, — пишет Татьяна Васильевна, — не сочувствовал Пантере, он был на стороне Белого Медведя, ее мужа. Думал ли тогда Арсений Тарковский, что в его жизни разыграется такая же драма, как и та, которую он только что видел на сцене, что он, как и винниченковский Белый Медведь, увлеченный поэзией, покинет свою жену, сына, дочь и убежит от будничного быта? Найдет ли он потом счастье в жизни, это известно только ему...».
Если Татьяна Никитина не ошиблась, то они с Арсением Тарковским смотрели «Чорну пантеру» в 1924 году. Не исключено, что это была последняя постановка винниченковских пьес в его родном городе в советское время. 3 марта 1921 года V Всеукраинский съезд советов объявил В. Винниченко «вне закона» и «врагом народа». За протест против голодного геноцида в Украине его окрестили «старым волком украинской контрреволюции». И с 1930-х до 1960-х годов в Украине не было ни переизданий произведений В. Винниченко, ни литературоведческих исследований, ни постановок его пьес.
Выпуск газеты №:
№164, (2015)Section
Почта «Дня»