Сближение и объединение
«Прибытие Папы всегда приносит религиозный подъем. Важнейшим является не то, кто «за», а кто «против»; главное, что приезжает человек, который несет с собой мир», — сказал недавно глава УГКЦ кардинал Любомир Гузар.
Среди украинских СМИ чуть ли не наибольший вклад в создание такой атмосферы толерантности вносит хорошо известная читателям газета «День». В материалах газеты речь идет не только о делах конфессионных, но и о будничных мирских, об ожиданиях людей униженных и потерянных, которым нужны утешение и духовная поддержка.
Могу привести свой собственный пример. Заключенные исправительной колонии ЛИК-48 во Львове через главу УГКЦ просят Папу Римского посетить их, чтобы «вместе с Вами помолиться, просить прощения за наши грехи и получить от Вас Божье благословение на лучшую судьбу во имя Отца, и Сына, и святого Духа». Под обращением подписались 850 осужденных — представителей различных национальностей и вероисповеданий, православные и католики, иудеи и мусульмане, а также те, кто считает себя неверующими. Это понятно — моральный и духовный авторитет Папы Иоанна Павла II является общепризнанным во всем мире, не только западном, католическом.
Сейчас, накануне приезда к нам этой высокой духовной особы, мы не должны блуждать в дебрях истории, в которой, как известно, всякое бывало, не полемизировать о том, какая вера «праведнее» — православная или католическая, высказывая старую инерцию мышления, спекулятивную идеологию и политику, изоляционизм и греховный фанатизм, а преодолевать в себе гордыню и нескромность, искать и находить аргументы для сближения и объединения. Евангельским призванием верующих является не столько теологическое учение, ритуалы, сколько живая вера, живая причастность к божественному, личная встреча с Христом. Такие аргументы находятся и в российской философско-богословской мысли, выразителями которой были, в частности, глубокий мыслитель-софиолог В. Соловьев, философ христианского экзистенциализма Н.Бердяев и другие.
В открытом письме к одному из лидеров славянофильства и проповедников заносчивого (государственного) русско-православного мессианизма И. Аксакову Владимир Соловьев еще в 1884 г. писал: «Святая Русь требует святого дела. Покажите же мне теперь, что соединение церквей, духовное примирение Востока и Запада в богочеловеческом единстве Вселенской Церкви, что это не есть святое дело, что это не есть именно то действительное слово, которое Россия должна сказать миру? Да никакое другое и невозможно». К идее примирения и объединения он возвращается снова и снова. «Новое слово России, — писал Соловьев в известном труде «В христианском единстве», — есть прежде всего религиозное примирение между Востоком и Западом... Это слово по-своему, но сказать он (православный Восток. — Д.К. ) должен, если хочет повиноваться воле Божьей, если хочет не лживо говорить про «святую Русь».
Путь к примирению и объединению ведет через покаяние и примирение с Богом. В своем знаменитом труде «Русская идея», который вышел в свет в 1888 г. в Париже, Владимир Соловьев обращается к россиянам: «Эта тираническая русификация, тесно связанная с еще более тираническим разрушением греко-униатской церкви, представляет воистину национальный грех, тяжелым бременем лежащий на совести России и парализующий ее моральные силы».
Привожу это к тому, что христианская скромность, смирение и покаяние — не абстракция, а наполненное содержанием духовное очищение. О чем не помешает напомнить себе нынче.
А также о том, что нам в Украине следует приложить усилия для консолидации народа, нации, преодоления неправды и фарисейства, злодейств и несправедливости, горделивого унижения власть имущими достоинства «низших».
Выпуск газеты №:
№111, (2001)Section
Почта «Дня»