«Сила м’якого знака» — против «твердых лбов»

Всем известна фраза: «Не заботишься о собственной армии — будешь кормить чужую». Если перефразировать это крылатое выражение, то получим: «Не знаешь (не хочешь, не можешь знать) собственную историю — будешь жить по чужой». Сегодня известно, что Россия объявила 2012 год годом празднования 1150-летия Руси (!). Президентом Медведевым уже издан специальный указ с перечнем праздничных мероприятий на государственном уровне. Высокомерно даже предлагали Украине и Беларуси присоединиться к этому действу в рамках и на фоне почти вечной, живучей и сознательно не опровергнутой в России теории о «колыбели трех братских народов»: русских (то есть великороссов), украинцев (то есть малороссов) и белорусов (белой Руси). Даже в этом определении уже видно невооруженным глазом, где старший (я) брат (сестра), а где — младший. Пока неизвестно, как отреагировала на это «предложение» Беларусь, но уже точно известна реакция Украины. Нет-нет, официального одобрения или отказа от приглашения не было. Просто на предложение СМИ (и «Дня» в первую очередь) отметить 1160-летие создания Киевской Руси на государственном уровне АП «деликатно» промолчала и.., таким образом, не поддержала. Иногда молчание говорит даже больше, чем слова. Нынешняя власть красноречиво говорит о следующем:
1. Абсолютное невосприятие и фактическое отрицание преемственности исторического наследия Киевской Руси.
2. Создание Украины как независимого государства произошло в 1991 году, а не 1160 лет назад.
3. Молчаливое согласие с теорией происхождения трех братских народов из единой колыбели с соответствующей иерархией старшинства и подчиненности.
4. Отказ, то есть сознательное или несознательное незнание и нежелание изучения собственной истории и пользование выдуманной и сфальсифицированной российско-советско-имперской.
5. Даже если власть официально и не откликнется на приглашение г. Медведева на коллективное «празднование» 1150-летия Руси, не соглашаясь отметить 1160-летие Киевской Руси, то автоматически, по молчаливому согласию будет праздновать эту российскую весьма сомнительную и противоречивую версию.
Это так сказать констатация факта. А что же делать нам, рядовым, при наглой краже нашей истории? Помните, как выразился об имени и истории России Михаил Грушевский: «Украденное имя», «украденная история» (Украины-Руси). Прошлая и современная Россия только то и делает, что подделывает историю, приспосабливая ее под свои имперские потребности, и крадет то, что ей по праву не принадлежит, паразитируя на общечеловеческих достижениях и ценностях (материальных, культурных, исторических, территориальных), присваивая их. Если будем молчать, то даже при условии этого молчания фактически согласимся и тоже присоединимся к помпезному празднованию Россией 1150-летия создания Руси. Ей это нужно со всех сторон: исторических, политических и — более всего — геополитических, особенно на фоне приближения очередных выборов президента России и безудержного желания создания новейшей либеральной империи (Третьего Рима) в пределах границ разрушенного СССР, эдакого «Русского мира», каковым является ЕврАзЭС (путинский проект). России сегодня очень нужна еще одна какая-нибудь победа во внешнеполитическом секторе, пусть небольшая, чтобы продемонстрировать российскому обществу факт «поднятия России с колен». Особенно это важно в гуманитарной сфере. Нужно отметить, что Россия в этих вопросах намного обогнала Украину. Целенаправленно-массированная политика в создании своего имиджа в Украине и на Западе через мощные массированные СМИ и заявка на права и сферу своих национальных интересов в пределах прежнего СССР достигли определенного успеха. Подобное отношение к ней (собственной истории) лишь подбадривает Россию и убеждает в возможности присвоения чуждой ей истории Украины. Безусловно, в современной борьбе за собственную историю Украины издание в 2011 году книги «Сила м’якого знака, або Повернення Руської правди» трудно переоценить, потому что она — бесценна. На мой взгляд, эта книга сегодня должна стать неким Флагом, Лозунгом, Призывом не быть безразличными к собственной истории в отстаивании ее. Эта «Сила м’якого знака» сегодня должна (и может) трансформироваться в невиданную волну отстаивания Собственной истории, места Украины на карте Европы, Идентичности и Самоосознания как нации и отречение от такого преступного явления, как неполноценность и кочубеевщина (по Ю. Шевелеву). В конце концов, борьба за собственную историю — это действенное сопротивление фальсификациям, отстаивание бесценного сокровища преемственности в развитии Киевской Руси, роль украинского фактора в ней, это реальный путь к созданию действенного современного гражданского общества. Вера в величие и глубину нашей истории — это лекарство от апатии, разочарований, руины, могучий фактор движения к европейским ценностям, пробуждения от летаргического сна безразличия к своему прошлому, а следовательно, и будущему. Поэтому сегодня как никогда актуален призыв: «Не будь безразличным к своей истории!», который будто провозглашает книга «Сила м’якого знака». На мой взгляд, та работа, которую сегодня проделывает «День» по активизации и объединению интеллекта университетской молодежи Украины и направлению ее в истинное историческое русло, бесценна, но явно недостаточна. Если идею исторической правды, которую исповедует сегодня «День», подхватят региональные СМИ, убежден, дело исторического просвещения сдвинется с места и пойдет в глубь сознания рядового украинца. Сегодня приобретает беспрецедентную важность то, что в ХІХ веке продемонстрировали разночинцы-интеллигенты, — «хождение в народ». Это «хождение» — распространение через региональные СМИ истинной истории Украины — должно способствовать просвещению и вытеснению навязанной нам совковой истории, приправленной «специями» сталинизма. Но для этого необходимо прежде всего убедить региональные СМИ в важности знания собственной истории, что, понятно, архиважно и... архитрудно. Борьба за собственную историю, убежден, не может вестись пассивными методами, она должна быть наступательной, агрессивной, убедительной и... рутинно-ежедневной. У Украины теперь есть мощная плеяда историков-патриотов, таких как И. Дзюба, И. Лосев, П. Кралюк, С. Грабовский, В. Степанков, А. Палий, В. Панченко, И. Сюндюков, В. Вятрович, Ю. Шаповал, С. Кульчицкий, Я. Грицак, А. Музычко, М. Попович, и многие другие. Сегодня, когда власть молчаливо-«деликатно» отдает свою бесценную собственность — историю Украины — неугомонному и ненасытному северному соседу, на мой взгляд, крайне необходимо провести своего рода «круглый стол», возможно, какой-то форум или съезд (форма наименее важна) украинских историков и наконец расставить все точки над «і» в праздновании 1160-летия Киевской Руси как предтечи государства Украины. Это просто моральный долг этих уважаемых людей современности — возглавить борьбу за историю Украины. Необходимо сначала для себя определить роль Киевской Руси как законного наследия Украины, чтобы выступать потом перед историческим миром с устоявшимся мнением по этому вопросу, своего рода единым историческим фронтом. Безусловно, я понимаю некоторую неоднозначность и противоречивость исторических фактов, но, однозначно, украинцы — автохтоны на территории Киевской Руси, и это должно стать определяющим в борьбе за собственную историю. Россияне могут иметь какое угодно мнение о своем великорусском происхождении, у них своя страна, история и свой язык, у нас же — своя. Некоторым образом нас это не касается до тех пор, пока не залезли в наш исторический дом, что сейчас и происходит. Если не будем отстаивать свою историю, то до 2015 года (по утверждению некоторых иностранных политологов-экспертов) Украина как самостоятельное, независимое государство может исчезнуть с карты Европы. К сожалению, сегодня Украина демонстрирует миру крайнее безразличие, пассивность, бесхребетность и беззубость в отстаивании национальных интересов, ведь борьба за свою историю — это прежде всего и есть путь к самоутверждению как государства. Именно в этой борьбе за право на собственную историю и есть определяющая и решающая сила Мягкого знака — Знака — Символа возрождения Украины, символа Соборности ее и Свободы.
Выпуск газеты №:
№23, (2012)Section
Почта «Дня»