Сильная, соборная — или «окрадена»,
униженная антиукраинскими законами?!Последние события в Верховной Раде Украины, в частности откровенно мошеннический способ проведения закона о принципах языковой политики, авторами которого являются В. Колесниченко и С. Кивалов от Партии регионов, бесспорно, взволновали каждого неравнодушного украинца. Другое дело, что не каждый имеет возможность и знает способ выразить вое отношение к этому.
Содержание закона и способ его принятия имеют в своей основе необъективную оценку языковой ситуации в Украине, а следовательно, и пренебрежение принципами правды и справедливости. Попытка принять такой закон — еще один яркий пример грубого игнорирования принципов парламентаризма, пренебрежения к украинскому народу, его исторически назревших задач и потребностей государственного возрождения. Впрочем, речь идет не о возрождении самого языка, — он универсально развит и отвечает потребностям всех сфер духовной жизни, а о восстановлении общественно важных его функций — государство- и нациоконсолидирующих, которые украинский язык в течение веков не имел, потому что был запрещен и выведен из сферы образования и публичной жизни. Такая потребность восстановления и утверждения государственных функций нашего языка — вполне логична для народа, который обрел государственную самостоятельность. Это логика, по которой жили все народы, освобожденные от колониального гнета. Она отвечает логике и цели культурного возрождения украинского народа, которые выработаны еще в первые десятилетия ХІХ века украинскими писателями, начиная от И. Котляревского, фольклористами, историками. Могучий толчок украинскому возрождению дал Тарас Шевченко, который очаровал красотой и раскованностью своего поэтического языка, чистыми патриотическими чувствами к Украине, глубокой обеспокоенностью ее несчастливой исторической судьбой и верой в будущее освобождение. Шевченковское слово вдохновило молодых украинских патриотов, которые основали Кирилло-Мефодиевское братство, в программных документах которого шла речь о возрождении Украины как независимого государства. А среди самых первых практических задач — организация образования на родном языке. Эти же идеи — государственного и языково-культурного возрождения были главными в деятельности Павла Чубинского — автора песни-гимна «Ще не вмерла України і слава, і воля», написанного в 1862 году. Известными центрами культурно языкового возрождения 30-40-х гг. 19 в. были Харьковский университет (где творили украинские писатели Слободской Украины) и западноукраинская «Руська трійця». Стоит ли дальше называть известные имена деятелей украинского возрождения? Их творческая мысль всегда сочетала возрождение государства и национального языка. Такой же логикой и программой было проникнуто и творчество шестидесятников (вспомним известный труд нашего современника И.Дзюбы «Інтернаціоналізм чи русифікація?»), массовое движение за самостоятельность Украины в конце 1980-х — начале 1990-х, которое увенчалось провозглашением государственной самостоятельности Украины, а перед этим принятием в Верховной Раде УССР закона о государственности украинского языка. Это документы программные.
Но в противовес этому государственно созидательному движению Партия регионов уже длительное время проводит свою деятельность не в плане введения украинского языка во все сферы политической, общественной и культурной жизни, а вытеснения его из этих сфер русским языком. Это фактически означает попытку закрепить последствия колонизаторской политики русификации, которую проводили российские цари и советская коммунистическая администрация. Особенно выразительно суть такой политики демонстрирует предложенный закон Колесниченко-Кивалова, который абсолютно не отвечает идее национального возрождения. Конечно, авторы закона этого прямо не признают. Формально они заботятся о русскоязычных и о национальных языках. Но любой из русских, живущий в Украине, если он не ослеплен шовинизмом, не скажет о каких-то ущемлениях его возможностей удовлетворять свои культурные потребности на русском языке. Думаю, что мыслящие русские, у которых есть определенные моральные принципы, не захотят видеть себя сообщниками Колесниченко, видеть себя в роли противников языково-культурного возрождения украинского народа. Очевидно, данный закон, главным образом, направлен на русификацию украинцев, чтобы с его помощью разрушить какую-либо мотивацию для их постепенного возвращения к родным корням — языку их родителей, дедов, языку их рода-народа. Такой «подарок» от ПР для русскоязычных украинцев является, если его оценить критически, не чем иным как неуважением к ним, как восприятием их такими, которые отвернулись от языка своих предков и готовы стать на сторону тех, кто прямо или скрыто ведет войну против украинского языка, а следовательно, и против Украины. Думаю, что большинство украинцев, даже те, кто подвергся психологическому давлению русскоязычной массы, еще разговаривают на русском языке, имеют украинскую душу, имеют ум и чувство ответственности и не станут сообщниками врагов украинского языка. Потому что это было бы не чем иным, как самоунижением, признанием нашей коллективной национальной недальновидности. Думаю, что в этих временно отделенных, даже можно сказать, отукраденных от украинского языка украинцев (вспомним поражающие ясным виденьем афористические слова Шевченко: «Та неоднаково мені / Як Україну злії люде / Присплять, лукаві, і в огні / Її, окраденую, збудять...») сохранилось, и постепенно становится определяющим, чувство украинской солидарности.
И в заключение, хочу обратиться ко всем украинцам, чтобы они в этой опасной ситуации проявили активность, мощно продемонстрировали протест против попыток провести этот антиукраинский, антиконституционный закон.
В 2014 году Украина будет отмечать величественный 200-летний юбилей своего гения. Сильная, соборная — или «окрадена», униженная антиукраинскими законами ?!!
Выпуск газеты №:
№130, (2012)Section
Почта «Дня»