Слово, которое объединяет
Консолидация общества вокруг ценностей свободы, демократии и гуманизма, идеи национального возрождения, морального и духовного реформирования страны для цивилизованного развития, которое включало бы в себя повышение качества жизни для всех, предстала перед Украиной как важное дело сразу после восстановления ее самостоятельной государственности.
Без такой консолидации и взаимопонимания наше общее взросление, формирование украинской политической нации (этническая украинская нация давно исторически сформировалась), демократического гражданского общества — проблематично.
Без этого, как и без осуществления провозглашенного на высшем уровне «европейского выбора», если под этим понимать сближение Украины с современной Европой как цивилизацией, тем более — вхождения в ее экономические, политические, военные структуры на правах ответственного члена, также сомнительно или невозможно. Поэтому за консолидацию как будто все, никто не против. Перед выборами и через месяц после них... Лозунг повторяется опять, преимущественно не как что-то осуществляемое, а желаемое. Потому что, как говорится, есть проблемы...
Не региональный патриотизм мешает, если он действительно ощутим, и не об усилении «центра», центрального администрирования стоит говорить: тяга к децентрализации в пользу местного (регионального) самоуправления, которая задевает также финансовые потоки, — понятна. Она также может быть консолидирующим фактором. (Напомню: тот же ЕС, к которому так стремимся, слажено функционирует как «Европа отчизн», в которой заметны все ее части — регионы. Те же Бавария, Каринтия, Каталония...).
Говорю о другом.
Хочется кому-то того или нет, будем замалчивать или скажем вслух сами себе еще раз, но не обойти нам преодоления рудиментов советского прошлого, старых привязанностей, идеологических стереотипов и табу, комплекса второсортности. Если действительно хотим двигаться к новому и лучшему. (Более года назад профессор Владимир Войтенко иронически говорил в «Дне» о нашем «социальном «генотипе» российского вектора»).
Смотреть надо вперед, не назад, быть действительно самостоятельными, заботиться о себе. Защищать и отстаивать доброе имя своего народа, честь и достоинство украинца. В свое время как чужие, так и некоторые «родные» манкурты немало усилий приложили к созданию и распространению негативного образа украинца, даже среди части западных интеллектуалов- либералов. Не буду иллюстрировать, как и зачем это делалось. Надеюсь на осведомленность читателей. А мог бы напомнить, ссылаясь на свидетельство шведских историков К. Гернера и К.-Е. Карлсона, как украинцев умышленно изображали «прислужниками фашистов», «антисемитами», приписывали им такие черты, как «предательство», «коварство», украинский патриотизм называли «национализмом» — отголоском какой-то «отсталости». (Патриотизм поляков, чехов, прибалтов негативно не оценивали, если не принимать во внимание московско-советскую пропаганду.)
Жаль, что и в нынешней Украине нечто подобное иногда отзывается...
Консолидации общества должно послужить позитивное решение, пусть и с опозданием, вопроса реабилитации УПА. Украинские повстанцы во время Второй мировой войны и после нее по-своему боролись за свободу Украины, а не за что-то другое, не были ее врагами. Можно привести конкретные факты, подкрепленные документами, что при немецко- фашистской оккупации, в частности в Западной Украине, УПА и отряды самообороны боролись с немецкими оккупантами. Потом с 1945 года это переросло в гражданскую войну против московско- большевистского режима, который «западники» считали чужим и порабощающим («восточники» в свое время также противодействовали ему, вели свою гражданскую войну).
Для идеологически заангажированных не лишним будет такое короткое отступление: руководители западноукраинского повстанческого движения были сторонниками, по существу, социалистических идей Винниченко—Грушевского времен УНР. Идеолог УПА, один из руководителей ее парламента в подполье — УГОР («Украинская главная освободительная рада») — Петр Полтава более 50 лет назад в распространяемой среди повстанцев программной статье «Концепция Самостоятельной Украины» писал о создании «такого общественного строя в будущем Украинском Государстве, при котором не будет существовать эксплуатации человека человеком. Этот строй будет опираться на национально-государственную и кооперативную собственность в промышленности, банковском деле, торговле, на национально-государственную собственность на землю при индивидуальном или коллективном, в зависимости от воли населения, землепользовании».
Привожу это, конечно, не для «укрепления духа» тех, кто ныне, в совершенно иной ситуации и тенденциях развития, сопротивляется приватизации, свободной купле-продаже земли. Но отмечу: идеологи УПА не хотели воссоздания в Украине «дикого капитализма», для которого «деньги не пахнут», и способы их получения аморальные и уголовные.
Военных УПА, их сторонников (социальной базой повстанцев было крестьянство) можно считать идеалистами, во многом они ошибались. Как и любая гражданская война, «западно-украинская» была жестокой с обеих сторон, с многими жертвами, часто случайными, о чем можем сегодня только с искренним сожалением говорить. Раскачивать еще раз волну «непрощенных обид» — неумно и вредно.
Возвращаясь к началу этих заметок, повторю: консолидация на основании взаимопонимания и объединения отвечает интересам всех в Украине. Есть пример Испании. Или второй — польский, где подобную УПА «Армию Крайову» никто злым словом не вспомнит, даже из нынешних левых посткоммунистов.
Необходимо весомое слово об этом наших авторитетных политиков, властных лиц, литераторов, ученых-патриотов: историков, социологов, политологов. Слово, которое объединяет, а не какая-то очередная дискуссия «непримиримых», слепого с глухим. Простые люди раздора не хотят.
И если находим у философски афористического Ницше, что «всякое добро происходит от зла», то понимайте это так: зло тогда замещается добром, когда находятся люди, которые инициируют и осуществляют добрые дела.
Выпуск газеты №:
№139, (2002)Section
Почта «Дня»