Слово в защиту «селюков»
Язвительный критицизм наших публицистов после поражения на выборах выходит за рамки человеческого восприятия. Вот образец его: «Зависть одноклассника-селюка с комплексом неполноценности к блестящей городской девочке-отличнице, коэффициент (IQ) интеллекта и компьютерно-цифровое мышление которой на порядок выше замедленного «аналогового» думанья «пасечника». Поражение Ющенко — это поражение украинского села в состязании с украинским городом, который олицетворяет Юлия Тимошенко».
Если бы это написал не известный автор Юрий Щербак, а так кто-то, то тогда — улыбнуться и забыть.
В последние годы я заметил, что мизерность человеческой мудрости больше всего проявляется в сотворении кумиров.
Бывает, так красиво, так логично и остроумно прядет автор, а дошел до своего кумира — и плюх головой вниз!
Как мотылек на огонь... Не сотворите себе кумира, дети Земли... Вспомните только, что вы понаписывали о Ленине — Сталине!
Если IQ «компьютерно-цифрового мышления» городской отличницы измерять ее делами, то получится то, что написал Николай Сидельников, инженер из Днепропетровска («День», 18-19.06) о достижениях Ю. Тимошенко, с чем и Ю. Щербак в основном согласен. Если же измерять публичными выступлениями, то возьмите в одну руку книгу Виктора Ющенко «К нации» (2010) и книгу выступлений Юлии Тимошенко (если кто решится такую издать) — и будет вам и продукт пасечника, и продукт «компьютерно-цифрового мышления».
Но задел меня в этих выступлениях Юрия Щербака такой старый банальный спор об IQ «селюков» и «блестящих городских» девочек.
Себя я не беру в счет. Как говорил проф. И. Денисюк: «Ты даже не из села — ты с хутора между Сельцом и Дружкополем». Как у Франко: «Маленький хутір серед піль і нив». Кстати, журналист из газеты «День» Мыкола Сирук — мой сосед с того же хутора...
Учился я, конечно, и с блестящими городскими детьми, но при этом — без зависти. Если я кому-то немного и завидовал, то двум-трем сельским девочкам, чьи таланты потом утонули в колхозных буднях.
Для всех нас тогда пасечник — это уже сельская аристократия: все-таки род пасечника Рудого Панько...
Единственное, в чем я мог бы упрекнуть «селюков в науке», — это неразборчивость в способах «вылезать из навоза» (по автобиографическому выражению известного академика).
Но в том же можно упрекнуть и успешных городских выдвиженцев — Д. Табачника, В. Семиноженко и самого В. Януковича...
Судьба мне судила жить и работать с «селюками». И то куда беднее меня самого. Одного из них не пускали в первый класс, потому что был босой. Это был Василь Стус. Ивана Свитличного и Надежду Свитличную пускали босыми, потому что кто там на Луганщине в колхозе носил обувь до войны?! Иван Дзюба и Николай Руденко в донецких поселках росли в основном на содержании природы. Василий Симоненко в шевченковских краях ходил, конечно, «без свити, без хліба».
Что-то мне не запомнились блестящие городские мальчики и девочки тех лет.
Видно, их затмили «селюки», которые вышли на финишную прямую к счастью и успеху, но не захотели по ней бежать и завернули туда, куда Макар телят не гонял.
Корректнее будет сказать: мы не из города, не из села — мы из библиотек. Я очень любил тех моих «селюков» и даже гордился ими в последнем слове на суде:
«Мне выпало горькое счастье общаться и работать с людьми на редкость талантливыми и благородными — о подобных раньше я читал только в книгах».
Конечно, я считал и считаю их духовной аристократией, куда более высокой, чем «компьютерно-цифровые» скоропроходчики.
Ясно, что всех нас вместе взятых заклюет какая-то блестящая городская школьница, на которой и держалась та гипнотическая философия популизма, из которой ничего не выросло. «Лиш будяки і кропива», по словам селюка Тараса.
Я знал (и читал) многих образованных и от природы способных, хороших тружеников, которым условия города обеспечили раннее развитие. К сожалению, этого мало для становления выдающейся личности. Такие были вокруг Сократа. Он был прямолинейным и неповоротливым среди успешных софистов — с его непререкаемой правдой и неумением выживать, просто неумением зарабатывать... В каждом поколении есть такие упертые правдолюбы, одаренные любовью и любомудрием. Земля дает им силу, небо дает им высоту, народ дает им школу, а там уже они и до высшей школы, и до компьютера доберутся.
Если же мы ищем тех, кто может стать солью земли, то их нужно искать везде, желательно все же ближе к земле.
Не создавайте себе кумира и всякого своего подобия с IQ и из прытких гонцов, обгоняющих соперников. Потому что только сердце свидетельствует о подлинности, мудрости и внутренней силе человека.
Выпуск газеты №:
№114, (2010)Section
Почта «Дня»