Снова в Москву, или Очередное проявление национальной бестактности
Уже прошло сорок дней после смерти великой русской поэтессы Беллы Ахмадулиной, но все равно вспоминаются ее блестящие выступления в Киеве в 1991 году. Тогда в течение двух дней со сцены Оперного театра украинцы слушали из ее уст вдохновенное поэтическое слово. И сегодня хочется привести ее ответы корреспонденту тогдашней киевской молодежной газеты:
«...Дело в том, что человек всегда живет с Киевом в душе, думает о нем, как мы думаем о Риме, Греции, Иерусалиме — как о чем-то изначальном. Мысли об Украине — это же и мысли о земле, где подавлялись национальные чувства, язык, который ближе, чем русский, к старославянской основе, так же как сербохорватский. Киев — это «столица души, столица печали».
То, что было очевидным у выдающейся представительницы русской поэзии из Москвы, почему-то игнорируется нашими доморощенными политиками, которые вопреки справедливому требованию возвращения в суверенную Украину полноценного функционирования на протяжении веков преследуемого имперским, царским и тоталитарным режимами ее языка выдумывают новые законопроекты, направленные на его постепенное уничтожение. Показательным является и Новый год: не успели сойти с экранов, газет поздравительные слова к украинцам Президента Украины В. Януковича, где подчеркивается, что новый год является годом 20-летия независимости Украины, как все три представителя действующей правящей коалиции, как будто (или на самом деле) сговорившись, свои первые выступления на сессии произнесли... на языке северо-восточного соседа. При этом все они владеют государственным языком и решили в очередной раз поиздеваться над украинским народом. Неужели П. Симоненко изменяет память, и он не знает, что первое название будущего «Союза коммунистов» К. Маркса было «Союз справедливых», а разве справедливым является дальнейшее колониальное отношение к преследуемому украинскому языку? А разве Ефремову неизвестно, что в законодательном органе федеральной России представители всех народов, а среди них и украинцы, не используют родные языки? Почему же тогда в законодательном органе Украины и для межнационального общения должен узакониваться в Украинском государстве неукраинский язык? Почему вершитель гуманитарной политики Д. Табачник, защищающий в своих писаниях так называемое москвофильство (не путать со здоровым русофильством — любовью к великой демократической русской литературе, которую отстаивал И. Франко), грубо игнорирует тот факт, что «москвофильство» на западноукраинских землях, временно подвластных Австро-Венгерской монархии, носило противоречивый характер. На раннем этапе, как направление борьбы против онемечивания и мадьяризации, оно носило прогрессивный характер (вспомним знаменитое крылатое высказывание А. Духновича: «Я русин бив, єсьм і буду!»). Но впоследствии, став орудиями колониальной политики русского царизма, всячески подкармливалось им. В целом известна единодушная поддержка народного украинского языка вместо вымышленного москвофилами «язычия» как галичанами, буковинцами, так и надднепрянцами М. Шашкевичем, Ю. Федьковичем, И. Франко, П. Кулишем. М. Драгомановым, Б. Гринченко, Л. Украинкой, М. Грушевским, О. Кобылянской. Даже из далекого Саратова или Петербурга к ним присоединился великий российский демократ Н. Чернышевский, который свою статью, посвященную этому позорному явлению, так и назвал «Национальная бестактность». Странно, что современный гуманитарий старается защищать или реанимировать давно осужденное, поддерживаемое российским самодержавием «москвофильство».
Выпуск газеты №:
№24, (2011)Section
Почта «Дня»