Супруг для эмиграции
Уже несколько лет многие отечественные газеты на одних страницах наперебой сулят выгодных женихов из заграницы, а на других — рассказывают о неудачных супругах, использованных коварными «женами» лишь для того, чтобы вырваться за границу. Зачастую в этих статьях упоминается и Германия, предоставляющая евреям из бывшего СССР статус контингентного беженца. То есть — человека, обретающего в Германии многие права, с получением возможности ограниченного, а затем бессрочного проживания в стране, и наконец — немецкого гражданства. С выездом евреев дело обстоит просто, но когда речь заходит о членах их семей, особенно — недавно созданных, возникает много проблем.
Моему сыну — гражданину Украины еврейского происхождения — исполнилось 50 лет, когда его ходатайство о переселении в Германию разрешилось положительно. В Украине у сына семьи не было, но незадолго до выезда, как говорится, влюбился в женщину, не еврейку и значительно моложе его по возрасту. А вскоре захотел сочетаться с ней законным браком. В Германию, разумеется, сын выехал не сам, а с супругой.
Немецкие власти дали разрешение на въезд и его «половине», которая, в соответствии с местным законом, доказывает серьезность своих намерений жить в браке с контингентным беженцем. Оба получили вид на жительство и социальную помощь. Тут же встает вопрос с работой, и это — серьезная загвоздка. Молодая супруга пошла учиться на курсы бухгалтеров и в последующем неплохо устроилась, зато сын из-за своего фактически предпенсионного возраста и болезней оказался никому не нужен. В отношениях супругов наступил кризис: жена охладела к еще вчера горячо любимому и часто исчезала из дому, пока, в конце концов, не оставила его.
Только тогда сын понял, что его использовали исключительно с целью переезда на постоянное место жительства в Германию. Вправе ли он обратиться в суд и наказать каким-то образом свою бывшую супругу? Может ли немецкий суд признать ее действия противозаконными и выслать ее из страны?
Разъяснить данный вопрос мы попросили адвоката Игоря ВЕЙЦМАНА, специализирующегося на проблемах эмиграции.
— Следует заметить, что в Германии вопрос о статусе нееврейского супруга контингентного беженца четко не решен. Причем многие немецкие ведомства по делам иностранцев настороженно относятся к скороспелым бракам и более благосклонно настроены к давно сложившимся семьям, где есть совместные дети.
Если женщина имела ограниченный вид на жительство, ее могут выслать, но если она получила право на бессрочное пребывание в стране, наличие супруга- беженца больше не является обязательным условием ее дальнейшего пребывания в стране. Так что свободная от уз брака женщина остается в Германии, а ее бывшему супругу остается взывать к правосудию разве что Всевышнего.
Немецкое законодательство предоставляет контингентным и политическим беженцам также и право воссоединиться с семьей. Но несмотря на надежды на скорую встречу, воссоединение может длиться весьма долго и возможно лишь при выполнении определенных условий со стороны человека, уже живущего в Германии. Во- первых, он должен жить в квартире, а не в лагере для беженцев или сборном пункте для иностранцев; во-вторых, самостоятельно содержать себя, не прибегая к социальной помощи или пособию по безработице и, конечно же, не иметь правонарушений. Лишь тогда двери Германии могут гостеприимно раскрыться для членов семьи приехавшего ранее контингентного беженца.
В любом случае членам семей, желающим воссоединиться со своим близким родственником, еще на родине стоит обратиться к юристу, специализирующемуся на проблеме эмиграции, и тогда появится гарантия более благоприятного исхода дела.
Выпуск газеты №:
№82, (2001)Section
Почта «Дня»