Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Суждено было быть поэтом

О творчестве и судьбе Александра Григоренко
17 мая, 19:26

На Сичеславщине недавно вышла из печати книжка «Олександр Григоренко. Залізна відданість народу». На обложке портрет юноши в вышиванке и мазепинке и колоски с подсолнухами. В Энциклопедическом справочнике «Рух сопротивления в Украине» он рядом с мятежным генералом Петром Григоренко: «Поэт. Участник движения шестидесятничества. Политзаключенный советских тюрем и лагерей». Годы жизни поместились в отрезок «1938—1962» (в этом году ему исполнилось бы 80). Родился в селе Бородаевка Верхнеднепровского района, там же трагически погиб. Имя Александра Григоренко есть в перечне памятных дат и юбилеев 2018 года, которые отмечают на государственном уровне (Постановление ВР Украины 2287-VIII от 8 февраля 2018 г.)

Впервые о Саше Григоренко я прочитал в воспоминании «Встань, поете, встань» из книги Николая Кучера «Дубравлаг». Они земляки, а познакомились в мордовских лагерях. Николай попал туда со студенческой скамьи (написал письмо на радио «Свобода»), а Александр из армейской казармы (читал своим сослуживцам стихотворения о восстании в Венгрии). «Судили меня за национализм. То есть за приверженность к Украине и всему украинскому», — писал он в письме из заключения родителям. Парадоксально, но «Дубравлаг» для многих узников был своеобразным островом свободы среди огромного моря зла, насилия и тотальной лжи. Узник Григоренко пробыл там три года из присужденных Военным трибуналом шести.

В октябре 1961 года возвращается к родную Бородаевку. Продолжает писать стихотворения, рассылая свои произведения в разные периодические издания, переписывается с поэтами Николаем Сомом и Николаем Гирником, изучает классическую литературу, собирается поступать на филфак Киевского университета, встречает свою суженую — поэтессу из Подолья Елену Задворную, а 19 августа 1962 года тонет в Днепре.

В книге почти вся поэтическая наработка Александра, его прозаические произведения, письма к родителям, а еще воспоминания невесты, друзей... Первоосновой издания стала поэзия, которую систематизировал побратим Григоренко по мордовским лагерям, известный писатель из Одессы Олекса Резников. Интересные обстоятельства способствовали пополнению поэтического наследия. Две тетради со стихотворениями Саши вывез из неволи при освобождении Павел Фальченко. Через 36 лет со своим сыном, офицером украинского флота Олексой Фальченко Резников встретился на корабле «Ровно».

Органично дополняют издание воспоминания отца поэта Явтуха Антоновича Григоренко — участника двух мировых войн, дважды заключенному на «стройках коммунизма». Написанные просто и без претензии, они являются поражающим документом эпохи.

На Верхнеднепровщине — малой родине поэта — его имя открыли лишь десять лет назад. На Шевченковские праздники 2008 года в район пожаловали гости-писатели. Среди них и Олекса Резников. Он и рассказал о поэте-самородке, прочитал его стихотворения. Как вспоминает библиотекарь Наталья Сидак: «Поэзия Григоренко поразила. Зрелостью, неподкупностью, силой, верой. И трагической недосказанностью». В 2011 году благодаря кропотливому труду небезразличных людей, в первую очередь библиографа Елены Кириченко, был подготовлен и выдан небольшим тиражом альманах «Свята ноша душі» (репрессированная литература Верхнеднепровщины). Есть в нем и раздел, посвященный Григоренко «Моя душа — це непритомна буря».

Выделению средств на издание новой книги посодействовала районная власть. Самой искренней благодарности заслуживает член НСПУ Евгений Безус — редактор-составитель. Тираж распространен по школам и библиотекам района. Недавно в переполненном сессионном зале районного совета интересно и необыденно прошла презентация книжки. Были приглашены ученики и учителя школ города, депутаты районного и городского советов, все желающие. Выступали Олекса Резников, Евгений Безус. Искренне и взволнованно читали старшеклассники стихотворения поэта-земляка. Председатель районного совета Артем Кравченко пообещал сделать все возможное, чтобы в этом году появились мемориальные доски на школах, где он учился.

Есть в книжке воспоминание Алексея Ризникива с такими словами: «Сашко Григоренко промайнув на небі України містично-падучою зіркою, мало ким помічений... Був би з нього Вінграновський, в нього така постава, як у Вінграновського». Трудно предусмотреть судьбу поэта, если бы он остался жив. Верится, что не сломался бы, ведь это написано сердцем:

«Ти мене полюбиш не за пісню,

Ти мене полюбиш не за вроду,

Ти мене полюбиш за залізну

Відданість вкраїнському народу...»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать