Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Так есть у нас деньги или нет?

Отзыв на статью Аллы Дубровык «Кто кого перегонит в падении?» («День» №238 от 18 декабря 2014 года)
22 января, 19:33

В материале Аллы Дубровык «Кто кого перегонит в падении?» экс-министр экономики В. Суслов, говоря о наших экономических проблемах, замечает: «Средства для спасения необходимо искать не в лояльности иностранных доноров и кредиторов, а в резервах своей экономики». В связи с принятием бюджета Украины на 2015 год, а также и всех последующих бюджетов, этот, казалось бы, банальный тезис, вызывает желание пофилософствовать.

Первое. Мы часто говорим о том, что в каждой стране существует своеобразный негласный договор между обществом (народом) и властью. Народ соглашается поддерживать власть, пока она обеспечивает приемлемый уровень его существования, безопасности и развития. Наиболее зримо этот договор проявляет себя в бюджете; конкретные цифры показывают, насколько власть заботится о народе — его здоровье, образовании, благосостоянии, безопасности. Бюджет показывает также и насколько власть справедлива: заботится ли она обо всех слоях общества в равной степени, справедливо ли распределяет созданное народом национальное богатство, в равной ли степени распределяет между членами общества все радости и тяготы. Если все это присутствует — народ любит свою власть. Если же все это отсутствует — вариантов есть много: перевыборы, смена правительства, забастовки, майданы, бунты, в конце концов. Все зависит от того, насколько общество (народ) организовано и готово защищать свои интересы.

Второе. Бюджет государства, бюджет семьи — это доходы и расходы. Хорошо, когда все хорошо и доходы соответствуют расходам. Плохо, когда этот баланс нарушается. В семье проще: посчитали, сколько есть денег, и пришли к выводу, что от чего-то нужно отказаться. В государстве сложнее: есть много расходов, от которых отказаться нельзя — пенсии, стипендии, зарплаты бюджетникам, расходы на науку, медицину, оборону и т. д. И есть два варианта: или сокращать расходы, или увеличивать доходы. В нормальных рыночных странах увеличить государственный доход в данный момент малореально: все исправно платят налоги, задействованы все возможные источники дохода. Поэтому в кризисных условиях есть один путь: приходится сокращать расходы. В этом — основное содержание рекомендаций МВФ. Естественно, не всем это нравится, но, как говорят в Африке, если слон стал тебе на ногу, не вырывайся. Есть, правда, и другая точка зрения: одновременно нужно резко поднимать внутренний спрос — напечатать больше денег, раздать их людям, жестко контролировать инфляцию, люди будут больше покупать товаров и тем самым стимулировать национальное производство. Этот механизм требует высокого уровня государственного профессионализма.

У нас экономика не нормальная — олигархическая, коррупционная: налоги платят только те, кто не может спрятаться (наверное, все помнят слова Коломойского: я налоги не плачу); половина экономики в тени, коррупция чуть ли не равна ВВП страны. А это — все то, что может формировать доходную часть бюджета. То есть у нас нужно думать не только о снижении расходов, но и есть возможность увеличить доходную часть.

Третье. Со снижением расходов у нас все в порядке. Даже больше. Предложили убрать все доплаты преподавателям вузов, сократить расходы на науку, сократить льготы пенсионерам и прочее. На всем этом предполагается сэкономить 27 млрд гривен. Даже если эти «новшества» и устранят, интересно было бы знать, кто персонально инициировал именно эти сокращения? Я не сторонник конспирологии, поэтому склоняюсь к тому, что это проявление недалекости некоторых чиновников. А сокращать есть что, если говорить о перспективе. Два маленьких примера. В каждом новом составе Верховного Совета депутаты тратят значительные средства (наши деньги!) на поездки в другие страны якобы для изучения опыта. Причем выезжают не в Зимбабве или Сомали, а в красивые, благоустроенные страны. И результат? То есть это, практически, экскурсии за государственный счет. Как-то я предложил послу ЮАР встретиться с парламентской группой «Украина — ЮАР», обсудить перспективы сотрудничества, организовать их поездку в ЮАР. Посол отказался. Его аргументы: как правило, один день во время приезда они тратят на формальные встречи в посольстве Украины, в парламенте ЮАР. А 5–6 дней на отдых и экскурсии. Еще. Важнейший для Украины вопрос борьбы с коррупцией. Президент с большой свитой специально съездил в Сингапур тоже для изучения их опыта в этом вопросе. Но ведь можно было зайти в книжный магазин в Киеве и купить толстую книгу Ли Куан Ю, где все это детально описано. Без всяких секретов. Уверен, что это было бы значительно дешевле. В то же время в посольстве Украины в Сенегале нет кофе и чая для гостей. Нет денег. А ведь это не только имидж страны, это сужает возможности деловых контактов.

Четвертое. Теперь о доходах. Правительство прилагает значительные усилия для увеличения доходной части бюджета: вначале фигурировала цифра в 432 млрд гривен, теперь — 475 млрд. Какие-то резервы изыскиваются. Но расходы больше — 528 млрд. Доходов не хватает и вся надежда на западные кредиты. Действительно ли в стране нет собственных денег? Хочу на конкретных цифрах проиллюстрировать справедливый тезис Виктора Суслова:

•  конечно, оффшоры. По данным Минфина за год в них выведено 133 млрд гривен; некоторые политологи говорят о 250 млрд. гривен;

•  «налоговые ямы» — законный уход от налогов обходятся стране в среднем в 80 млрд гривен;

•  40% государственных закупок происходят через одного заказчика, на этом государство теряет в год до 40 млрд гривен;

•  агрохолдинги, пользуясь различными льготами, присваивают себе около 14 млрд гривен;

•  через Одесскую таможню нелегально проходят в месяц 25 000 т бензина; государство теряет на этом 900 млн. гривен;

•  из 20 млрд м3 газа, добываемого «Укрнафтой», неучитываемых 2 млрд м3 группа «Приват» присваивает и продает своему «Днепроазоту» по цене 26 долларов за 1 000 м3, то есть за 52 млн долларов. Их рыночная стоимость 700 млн долларов. Именно эту сумму государство перечисляет Нафтогазу для закупки этих же 2 млрд м3 по цене 350 долларов за 1 000м3;

•  нежелание вводить в Киеве новую нормативно-денежную оценку земли приводит к потере ежегодно от 500 до 700 млн гривен;

•  из-за неправильного понимания масштабов войны в Украине не приехали много иностранных студентов. Мы потеряли на этом 200 млн долларов; это — около 3,5 млрд гривен;

•  по словам генерального директора «Укрспирта» М. Лабутина, «на одном налоге со спирта можно получить в бюджет 300 млн. гривен, а на акцизах вообще можно заработать до 11 миллиардов» («День» 25.12.2014).

Каждый, кто еще не забыл школьную арифметику, может сам сложить эти цифры (кстати, все они взяты из СМИ) и увидеть, что сумма почти равна годовому доходу бюджета. Можно еще добавить (уже без гривен) необходимость повышения акциза на табачные изделия на 30% (в ЕС — 1,8 евро на пачку, у нас — 0,32 евро). К сожалению, у меня нет достоверных цифр по главному резерву государственного бюджета — средствам олигархов. На «Финансовом майдане» была озвучена цифра в 115 млрд гривен, присваиваемых олигархами по различным схемам (успешно действующим до настоящего времени). Напоминаю — экономика у нас олигархическая. Фамилии олигархов, их активы хорошо известны. Пока что наблюдаются лишь робкие попытки привлечь их к помощи стране. Стоит напомнить: когда Россия вступила в Первую мировую войну владелец Трехгорной мануфактуры Прохоров Н. И., один из богатейших людей империи, перевел все вклады из парижских банков в московские — нужно было помочь стране.

Так есть у нас деньги или нет? Может быть, нет необходимости ездить по миру с протянутой рукой? Может, у власти нет желания или смелости взять их у тех, кто их имеет, кто их до сих пор ворует у Украины? Знает ли власть, как разумно распорядиться полученными деньгами? И главное — так в чьих же интересах работает власть?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать