Перейти к основному содержанию

Такое разное кино

12 декабря, 00:00

Когда-то в Советском Союзе выходили два журнала. Один — «Искусство кино». Его читали знатоки, интересующиеся точкой зрения Андрея Тарковского на проблему внутрикадрового монтажа. Другой — «Советский экран», который раскупали девчонки и обклеивали иллюстрациями из него стены в общежитиях. Похоже, вторая ветвь дала более энергичное потомство. Студенты-первокурсники, будущие режиссеры, услышав на лекции фамилию Трюффо, просят повторить ее еще раз. Их невинные глаза никогда не видели шеститомник Эйзенштейна и портрет Бергмана. Зато юную падчерицу Вуди Аллена, на которой он все-таки женился, они узнают даже на вьетнамском рынке...

Тон, которым говорят о кино сегодня, был уместен в начале века, когда была популярна лента «Любви моей бушующую страсть вместить не в силах жизни берега»... Оживи сейчас старый «Советский экран» — он показался бы эталоном философской мудрости, глубины киноведческой мысли, духовности и целомудрия.

На этом странном и грустном фоне книга «Режиссура как искусство и профессия» профессора Виктора Борисовича Кисина, замечательного педагога и талантливого режиссера, кажется пришельцем из другого мира, где не употребляют слово «киношник», где верят, что режиссер вполне может быть образованным и интеллигентным человеком, где убеждены, что искусство может быть высоким... К сожалению, автор не увидел своей книги. Она издана уже после его смерти, благодаря усилиям близких и учеников.

Эта книга — не справочник. Не практическое руководство. Она не научит монтировать и разводить мизансцены. Она о другом. О роли режиссера в этом мире. О его миссии.

Мне захотелось рассказать о книге Виктора Кисина потому, что тираж ее, естественно, ничтожно мал. Почти все экземпляры мгновенно расхватали студенты. А удел остальных, видимо, довольствоваться другими книгами — о режиссерских виллах в Малибу и Беверли Хиллс, о любовниках Мерилин Монро и Элизабет Тейлор...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать