Тревожные размышления о завтрашнем дне планеты
Отзыв на диалог академика Ю.Туницы и космонавта Л.Каденюка «Земля в опасности» («День» № 23 от 8-9 февраля 2013 г.)
Проблема, поднятая на страницах газеты «День» (8-9 февраля с.г.) в диалоге академика Ю.Туницы и первого космонавта независимой Украины Л.Каденюка, будто бы и не нова для общества. И в частности — для меня лично (давно уже читаю в магистратуре спецкурс «Философские принципы устойчивого развития», написал книжку под таким названием и ряд других трудов, в том числе — в соавторстве с Юрием Юрьевичем). Но опубликованный диалог все-таки привлекает к себе внимание читателя — остротой мыслей, логической четкостью, нескрываемой глубокой тревогой за завтрашний день планеты и судьбу человечества.
Это, к величайшему сожалению, суровая правда: «наше общество настолько привыкло к экологическим опасностям, что потеряло инстинкт самозащиты». Со страниц газеты космонавт и ученый сообща бьют в набат, чтобы возобновить этот природный инстинкт, безжалостным языком фактов наглядно раскрыть нам всем глубину бездны, перед которой в наше время очутилось мировое сообщество. Пресловутый homo economicus не способен понимать, что уже давно погибает природа, частью которой является и он сам. Невольно вспоминается название труда известного эколога Ж.Дорста — «До того, как умрет природа». Господствующая в настоящее время рыночная экономика, единственной умной альтернативой которой может быть лишь экологическая («зеленая») экономика, является антиприродной, а потому пагубной моделью ведения хозяйства.
Общество устойчивого развития невозможно без существенного самоограничения человека, его потребностей и претензий. Понятие умных потребностей, которым должно неуклонно руководствоваться человечество, логично связано с учением академика В.Вернадского о ноосфере — сфере ума. Ноосферизация (то есть наполнение умным содержанием) буквально всех сторон жизни социума — важнейшее, действительно стратегическое требование времени.
Еще одна яркая мысль В.Вернадского, уместно приведенная участниками диалога, — это то, что мы все теперь являемся гражданами не только определенных государств, но в то же время и гражданами планеты. Глубинный смысл многогранного и внутренне противоречивого процесса глобализации (ведь мы живем в глобализированном мире!) заключается в том, что человечество все большее осознает себя единственным в своем разнообразии субъектом общественно-исторической деятельности. То, что происходит в Чернобыле или на островах Японии (в лесах Бразилии и тому подобное), в равной степени касается каждого на планете.
С этим органично связана идея Экологической Конституции Земли, предложенная еще в 1992 году Ю.Туницей. С тех пор минуло свыше 20 лет, на базе этой идеи сформирована научно-теоретическая и в то же время общественно-политическая концепция. К сожалению, до сих пор на пути воплощения ее в жизнь — немало барьеров, препятствий (объективного и субъективного характера). Недавно на всемирном форуме «Рио+20» снова не нашло поддержки официальное предложение Украины — начать процесс практической реализации этой концепции. Поэтому вселяют надежду приведенные в диалоге академиком слова президента США Барака Обамы об изменении курса США в глобальной экологической политике (это было сказано 21 января с.г.). Хотелось бы верить, что мировое сообщество, наконец, должным образом оценит и поддержит важную инициативу украинского ученого.
Участники диалога справедливо упрекают разные политические институты нашего государства, которые до сих пор не смогли даже утвердить концепцию устойчивого развития Украины (первая редакция ее проекта была подготовлена и обсуждена в Национальной академии наук еще в 1997 г.). Как говорит Л.Каденюк, «необходимо, наконец, принять Закон об устойчивом развитии (его концепцию и стратегию), а также Закон о программе устойчивого развития Украины». Это принципиальные вещи.
Бесспорно, конструктивной идеей диалога является цель формирования в Украине гражданского общества, которое будет «побуждать власть к обеспечению устойчивого развития и экологически безопасного будущего». Все политико-идеологические перипетии должны отходить на задний план в сравнении с этим основным вектором социального продвижения. Актуальной является задача формирования гражданского общества в виде самого широкого движения, вооруженного социоэкологическими идеями (или даже системы не совсем идентичных движений, объединенных лишь общими принципами социоэкологической платформы).
Разносторонний процесс экологизации общества, который достаточно активно идет в мире (и в частности, в Украине), на протяжении последних десятилетий, как свидетельствует жизнь, нуждается в более четких и более выразительных ориентирах. Именно в этом, на мой взгляд, смысл «мирной, бескровной экологической революции в сознании людей; революции, которая необходима для сохранения жизни на Земле», к чему призывают участники диалога. Прибавлю: не только жизни на Земле, но и самой планеты в целом как уникального единства живых и неживых форм материи. Катастрофически быстрое накопление антиэкологических антропогенных факторов вынуждает признать, что без небезразличного участия каждого из нас уникальный космический корабль «Земля», как это не горько, рискует навсегда сойти со своей орбиты.
Эдуард СЕМЕНЮК, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой Национального лесотехнического университета Украины, Львов
Выпуск газеты №:
№38, (2013)Section
Почта «Дня»