Три эссе о Шевченко

Очевидно, в мире не существует ни одного портрета (автопортрета) Тараса Шевченко, где бы он искренне и открыто улыбался. Задумчивость, печаль, горечь, боль — именно эти чувства по большей части отображены на ликах Кобзаря, которые сохранились до наших дней. Почему же так?
К примеру, сегодня все печатные и интернет-издания переполнены белозубыми улыбками звезд шоу-бизнеса, поэтов, спортсменов, политиков. Что бы там ни творилось в стране: господствуют ли покой и благополучие, или народ был на грани социального срыва — гламурным персонажам безразлично, знай себе улыбаются на все тридцать два, излучая бездумный оптимизм.
Более чем 150 лет назад Тарас написал: «Думи мої, думи мої, горе мені з вами...». Дано ли нынешним вершителям судеб так проникнуться болью своего народа, его страданиями и вековечным стремлением к свободе, как проникался Тарас? Пока на лицах этих самых вершителей будут улыбки по поводу и без повода — вряд ли. Думайте, творите добро, становитесь бок о бок с простым людом — и народ пойдет за вами. Как вот уже 200 лет идет за Ним. Пусть и взгляд у него при этом не слишком ласковый.
* * *
Творить для одной нации — слишком убогий идеал. С этой известной фразой немецкого поэта и философа Иоганна Шиллера я бы подискутировал. Чем-то космополитическим и холодным от нее веет. Вряд ли найдется на планете поэт, который бы воплотил в своем творчестве надежды всех сразу народов мира. Это практически невозможно. Как раз наиболее интересными и востребованными в современном обществе являются поэты и прозаики глубоко национальные, искусно пишущие именно об особенностях своего народа: культурные, исторические, ментальные. Именно поэтому их произведения охотно читаются и в Аргентине, и в Украине, и в Гренландии, и в Зеландии.
Но наивысшими мастерами я считаю художников, творящими не для нации, а — нацию. К таким с полным правом можно отнести Тараса Григорьевича Шевченко. В своих стихах он дал украинцам ту азбуку национального самосознания, которой до того времени нам никто не давал. И мы поверили ему, и пошли за ним как за Отцом. Давайте только задумаемся на минуту: не было бы Шевченко, не было бы Украины и нас нынешних. Это правда!
Интересна ли поэзия Тараса Григорьевича другим нациям — вопрос второстепенный. Нам интересна! Нам нужна! С помощью своей поэзии он создал нашу нацию. Без него мы были бы никем, и имя наше было бы никаким.
* * *
Я не ношу ее в кармане. Она не лежит в моем доме около икон. Я не листаю ее каждый вечер перед сном. Не предлагаю читать ее настойчиво друзьям. Не цитирую где нужно, и где не нужно. Но она всегда со мной. Работаю я или отдыхаю. Еду в авто или лечу в самолете. Радуюсь или сокрушаюсь. Где бы я ни был — в Каневе или Львове, Киеве или Черкассах, в Горобиевке, Луке или Межиречье.
Там много ответов. Практически все ответы на вопросы, которые меня волновали в жизни. На вопросы, на которые иногда не мог ответить даже мой отец. А он ответил. И не только мне. Тысячам ответил, миллионам. Целому народу ответил. И продолжает отвечать.
Эта книга немного потрепана, зачитана. Она без глянца, не на меловой бумаге, в ней нет ярких фотографий. Название ее простое и постигаемое — «Кобзар». Как взял ее в руки в третьем классе — с тех пор она всегда со мной. Наводит на мысли, советует, служит утешением, нужна тогда, когда просто плохо на душе. Вдохновляюсь ею, лечусь. Оживаю ею.
Необязательно держать «Кобзар» в руках, носить в кармане, класть под подушку, прижимать к сердцу. Надо знать: такая книга есть. И уже легче жить!
Выпуск газеты №:
№82, (2014)Section
Почта «Дня»