Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Тупик

Кто же мог знать, что в Украине наступят такие времена, когда будут безнаказанно обворовывать и живых, и мертвых?
25 января, 11:37
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Пошел третий год с тех пор, как с киевского городского кладбища «Берковцы» был похищен монумент с могилы заслуженного тренера Украины Владимира Нагорного работы народного художника Украины, академика Юлия Синькевича. Монумент занесен в Государственный реестр «Культурні цінності України», простоял на кладбище 30 лет и 5 месяцев.

Несмотря на то, что исполнители заказного преступления всем хорошо известны, следователи Подольского райотдела г. Киева с самого начала присвоили делу статус «глухаря», и материалы дела покрываются слоем пыли. Между тем независимые специалисты определили, какое усилие было приложено при отрыве анкерных креплений от основы бронзового монумента. Эта немалая цифра равна 11700 кг/силы. Вывод один: работал автокран, а учитывая, что на кладбище есть своя мощная техника и чужая на территорию не заезжает, становится понятно, чьих рук это дело. Не обходят вниманием уголовное дело и прокуратуры разных рангов, по очереди проверяя работу следователей, чтобы те случайно не наделали неразрешенного, дают указания. За два с лишним года не отреагировали стражи порядка ни на многочисленные депутатские запросы разных фракций, ни на выводы и замечания специалистов. В конечном итоге, придя к мысли, что монумент следует искать за пределами страны, розыском занялся Рабочий аппарат Интерпола в Украине. Вот только заблаговременно сделанный английский перевод характеристик монумента никак не могут грамотно переписать в карточку розыска, а потому, по сообщению соответствующих структур некоторых стран, ордера никто и не видел.

Всем известно, что кладбища находятся под охраной, поэтому, по Закону Украины «О захоронении и похоронном деле», убытки за нанесенный ущерб возмещает та организация, которая не обеспечила надлежащую охрану. Ущерб за похищенный бронзовый монумент, который имел довольно большую художественную и историческую ценность, понятно, должен был быть возмещен в полном объеме. Но не тут-то было. Шевченковский районный суд Киева, невзирая на очевидные доказательства специалистов и экспертов, изобрел другой способ: решил взыскать с ответчика причиненный ущерб лишь в части выполнения технически-литейных работ, проигнорировав художественную часть — создание скульптурной композиции. Неужели скульпторы должны работать даром? Интересно знать, из какого облачка удастся литейщикам вылить монумент, если нет самой скульптуры и не сохранилось ни одной ее формы? Кто же мог знать, что в Украине наступят такие времена, когда будут безнаказанно обворовывать и живых, и мертвых.

Не пожелала понять доводы истца и тройка судей Апелляционного суда города Киева. Приостановив рассмотрение жалобы более чем на час, несмотря на расписанный по минутам плотный график рассмотрения дел, судьи предоставили возможность ознакомиться с материалами дела представителю ответчика, а истца, под предлогом того же сорванного графика, ограничили в предоставленных ему ГПК правах. Бессмысленное решение суда первой инстанции осталось без изменений. Последнее слово было за кассационной инстанцией, но, не успев получить жалобу, ничем не объясняя, суд не замедлил издать постановление об отказе в ее рассмотрении.

Следует отметить, что надгробия никогда не умаляли значимость монументального искусства, а наоборот, возвеличивали его. Монументы надгробий — это определенный пласт культурного наследия, которое дошло до нас сквозь века. Именно из надгробий человечество узнает о выдающихся личностях прошлого. Уважительное отношение к кладбищам свидетельствует о культуре страны и нации в целом. Халатное отношение к культурному наследию в Украине, к памяти предков, безнаказанное ограбление могил — это бескультурье, составная часть нашей антикультуры. Кое-кто считает, что их это не касается, их хата с краю. Но все имеют родственников, похороненных на заброшенных, отданных на разграбление кладбищах. Только тогда, когда люди видят разрушенную, разграбленную могилу, они начинают понимать, что нет ничего святого.

Закон суров, но это закон. Поэтому следователи, не разоблачающие преступников, прокуроры, покрывающие следователей, и «недотепы» судьи, которые, вопреки доказательной базе, не «понимают» доводов потерпевших, являются не меньшими преступниками, чем могильные воры.

Ольга СИНЬКЕВИЧ, заслуженный тренер Украины

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать