Украина: европейский вопрос
Мы стали «неинтересны» для ЗападаВопрос четкого определения места Украины в современном мире, безусловно, сейчас наиболее актуален в нашей внешней политике. Одиннадцать лет для независимого государства — возраст хотя и юный, но вполне достаточный, чтобы иметь собственные внешнеполитические ориентиры и свой голос в геополитике, к которому бы прислушивались. Недавние оформленные указами инициативы Президента Леонида Кучмы по подготовке вступления Украины в НАТО и ЕС являются реальными шагами в этом направлении, определяющими задачи, пути и главнейшие этапы нашего вхождения в европейские структуры.
Но несмотря на то, что вопрос «Куда двигаться — на Запад или на Восток?» уже широко обсуждался в СМИ, у определенной части общества остаются опасения относительно ряда аспектов избранного пути. Как повлияет вхождение в «западный мир» на ментальность украинцев; не утратим ли мы свои культуру и духовность; не станем ли поставщиками дешевой рабочей силы для развитых стран; не будем ли мы разделены между Западом и Востоком; наконец, готовы ли мы ко вхождению в Европу? Относительно каждого из этих вопросов существуют диаметрально противоположные мнения, в том числе и среди читателей «Дня». Сегодня мы публикуем два письма, в которых представлены разные взгляды на поставленные выше вопросы.
Мы стали «неинтересны» для Запада
Наша родина, безусловно, принадлежит к одной из самых крупных славянских и европейских стран на политической карте мира (конечно, имеются в виду только географически-территориальные показатели). Но отнюдь ее нельзя назвать одной из самих развитых и цивилизованных государств — ни в славянском, ни в мировом контексте (если брать во внимание только социально- экономическое и геополитическое положение).
В конечном счете, владея такой политической системой государственного управления и высшим чиновническим руководством, которое возглавляет именно эту систему, нам еще придется много лет «догонять неумолимое течение времени». Неужели такова наша судьба — быть постоянно последними, имея то же время лучших представителей в науке, культуре, спорте и т.д.? Поэтому и приходится лучшим представителям искать настоящий заработок за океаном. Неужели мы позволим и в ХХI веке (когда нам никто не мешает «жить» в демократическом обществе на протяжении последних десяти лет) использовать наши «достижения» и манипулировать нашими «потерями»? В конце концов, нужно что-то кардинально менять в нашей ментальности, мышлении, взглядах и мировоззрении. Если не изменим, тогда результаты будут соответствующие, и не думайте, что «время лечит раны», в нашей ситуации даже время бессильно.
Украина, которая до нового тысячелетия играла роль колыбели славянской культуры, постепенно «скатывается в бездну славянской культуры» (простите за тавтологию), где главные ориентиры направлены только на экономику, политику и военное могущество. Поверьте, именно эти факторы и приведут вскоре к абсолютному исчезновению славянской культуры, и не без помощи иностранного влияния. Чего только стоит усиленная «американизация» славянского общества, которая сейчас наблюдается. Создается такое впечатление, что вскоре на земном шаре останется только одна нация — американская, провозглашающая себя высшей над всеми прочими. Под усиленным давлением терроризма, кровопролития, насилия и порнографии, которые активно пропагандирует так называемая «американская культура», славянская культура (с характерными признаками духовности, нравственности, любви и согласия) подлежит глобальному уничтожению. Очень неприятно, что поляки (яркие представители среди славян) попали в «американскую ловушку» и пытаются уничтожить в своей нации последние ростки славянщины (пример тому — вступление в НАТО). Однако есть большая надежда, что Польша станет членом Европейского Союза, где ее проамериканская ориентация сменится европейской.
В европейской интеграции Украина активного участия не принимает, и это очень грустно (мы опять последние среди последних). Недавно мы стали свидетелями двух важнейших событий во внешнеполитической жизни Украины: Президент издал указ о начале подготовки к полноценному вступлению нашей страны в НАТО и одновременно состоялся визит Генерального секретаря Североатлантического альянса — Джорджа Робертсона. Этот важный поступок нашего президента в который раз доказал зависимость украинской дипломатии от внешних факторов, в частности от значительного влияния России. Как только «старший брат» стал налаживать отношения с Европой и США, сразу и мы за неделю окончательно определили свои внешнеполитические векторы (чего, кстати, нам не удавалось сделать в течение последних одиннадцати лет). Просто все продолжает происходить по старому советскому сценарию: белокаменная Москва и до сих пор диктует и даже руководит политической и экономической ситуацией в Киеве. Такое впечатление, что наша провозглашенная независимость 24 августа 1991 года только формальная и теоретическая, а с практической точки зрения мы абсолютно подчиняемся приказам России. И сам визит продемонстрировал всем, что руководство блока не горит желанием принимать нас в «общество американской мечты», и, как подчеркнул Робертсон, «если наше государство хочет хорошо бегать, то ему сначала нужно научиться хорошо ходить». Странно, кажется, что Украину за границей видят как недвижимость, в которой сначала нужно сделать ремонт, а потом выставлять на продажу богатым клиентам.
Со вступлением в НАТО наше суверенное государство будет разделено между двумя «империями зла» — западной и восточной, и каждая по-своему будет уничтожать украинскую ментальность, культуру и традиции. Пусть мы не будем пользоваться авторитетом среди самых развитых государств планеты, но мы сбережем хотя бы немного славянских качеств и черт и не «продадимся американцам за полцены».
Хотя этот так называемый авторитет и последний шанс быть в эпицентре международного внимания мы потеряли еще в начале 90-х годов. Отказ от ядерного оружия в мире, настроенном милитаристски, лично я расцениваю как самую большую ошибку украинской дипломатии. После такого поступка нас уже десять лет никто «не уважает», мы стали «неинтересны» для Запада, мы «территориальная зона» между двумя мирами. Теперь у нас роль только одна — наблюдать и не вмешиваться, потому что никаких военных средств для этого у нас нет.
Настроения, бесспорно, пессимистические, но остается еще одно испытание на политическую выносливость — не стать «рабами» великих империй, типа США и России. Если что-то подобное произойдет, тогда умрет «последняя надежда» на выживание на жестокой планете, где отлично функционируют «законы джунглей».
Возможно, за два-три века мы достигнем больших результатов в геополитическом плане, но это уже будет другая эпоха — высоких компьютерных технологий и виртуальной реальности. Хочется, чтобы научно-технический прогресс не стал суррогатом и заменителем настоящих человеческих чувств (добра, мира, любви и взаимоуважения) и не пропагандировал антигуманные идеалы. В конце концов хватит уже воевать! Пусть хотя бы наши дети будут жить в таком обществе, где не будут понимать, что такое терроризм, насилие и война!
В НАТО и ЕС — для защиты своих интересов
«У всякого своя доля і свій шлях широкий» — эти известные слова Тараса Шевченко вспоминаются, когда читаешь письма некоторых читателей, любящих жаловаться «на нашу (?!) плохую судьбу». К сожалению, для массовой психики современной Украины становятся все более характерными бессознательно-эмоциональные взрывы, извечная украинская тоска об «утраченном счастье», то, что русские называют «самобичеванием», какой-то мазохизм... Некий украинский архетип. Здесь есть все: и НАТО с порнографией, и славянофильство с ядерным оружием, и собственная социо-экономическая немощь. Только не видно ни одной попытки рационализировать эмоциональные вспышки и выстроить хоть какую-то мировоззренческую систему. Поэтому пройдемся по наиболее типичным утверждениям.
Политическая система, органы государственного управления и чиновничество у нас именно те, которые заслуживаем, которые сами себе выбираем, исповедуя то вечное «моя хата с краю», ища рулевого, который решит за нас наши проблемы. Поэтому у нас пока что и процветает олигархически-бюрократический строй. А вот чего действительно нет, так это ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ЭКОНОМИЧЕСКИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИ САМОДОСТАТОЧНЫХ ИНДИВИДОВ, на базе которого только и может родиться настоящая элита.
И незачем искать за границей заработков и счастья, работая там часто «квалифицированным подметайлом». Все на Запад не выедут — Запада не хватит. Работать нужно здесь, строя собственное будущее, и если чиновник становится этому помехой, то нужно его, чиновника, невзирая на ранги, заставить, для чего опять же нужно гражданское общество.
Довольно уже кричать о влиянии массовой американской «культуры». Достаточно выключить телеприемник и видео, не слушать FМ-станций, не смотреть патологические «шедевры», не обращать внимания на покет-буки американских ужасов и их российско-украинские аналоги. Есть достаточно достижений мировой мысли, от которых мы были отмежеваны в советские времена, и дай Бог, чтобы хватило времени овладеть ими, так зачем забивать голову всяким мусором? Кстати, западная истинная культура — это не муть «маскультовых помоев», как может показаться на первый взгляд. Западная культура — это, в первую очередь, античная и христианская традиции, а особенно традиция Просвещения с ее пока что, к сожалению, неосуществимой верой в силу до сих пор подавляемых способностей человека, стремление выйти за пределы своего ограниченного мира. «Научно-технический суррогат», замена безграничной Окружающей среды «виртуальными реальностями» является углублением именно ограниченности, как ни парадоксально это звучит, это отклонение от западной просветительской традиции. Техника есть только инструмент, к тому же диалектически противоречивый.
Наша извечная славянофильско-западническая антитеза: кем быть? Западом или Востоком? славянами или американцами? Да собой нужно быть в первую очередь. Тогда все станет на свои места. Вызывает удивление мифологизация славянского единства, которого давно не существует, так же как и западного. Довольно неплохая идея всеславянского единения, к сожалению, очень испорчена ее московско- имперской трактовкой и уже давно вызывает аллергию даже у благодарных за освобождение от османского ига балканских славян, не говоря уже о западных. Что касается «американизации» Польши, то здесь все слишком неоднозначно. У поляков довольно мощный национальный и классически-католический архетип, у них меньше западного прагматического самодовольства, здесь будет бунт не только на экономической почве, но и на эмоциональной. Кстати, что-то подобное там сейчас происходит именно на волне вступления в НАТО и ЕС, процессы только начинаются, поэтому делать выводы преждевременно.
О наших отношениях с НАТО и ЕС не говорит только немой, и не пишет только неграмотный. Уже давно следовало туда вступить, тратя меньше времени на лишние разговоры. Членство в этих клубах, несмотря на все их недостатки, даст возможность реально руководить, в первую очередь, их политикой по отношению к нам, а не быть пожизненной «невесткой», которая виновата во всем самим фактом своего существования. А тем более — нужно было давно вступить во Всемирную торговую организацию, чтобы прекратить бесконечный ряд антидемпинговых расследований, которые фактически являются подавлением конкурента. Свободного рынка уже давно не существует ни в одной более-менее развитой стране, а у нас его вообще никогда не было. И тем более это касается Европы, из экономики которой нас фактически выживают. Украина — это же не Чехия или Балтия, этих примут довольно легко. Украина может засыпать всех зерном, цементом, металлопрокатом, она производит самолеты, космические аппараты и тому подобное. Кому такой конкурент в тесной Европе нужен? И именно для защиты своих интересов в ЕС нужно просто ворваться. Ну не воевать же с ними, в самом деле? А если мы не хотим, чтобы кто-то за нас решал наши военные и политические вопросы, крайне необходимо вступить в клуб НАТО, играя на внутренних противоречиях которого, можно многое получить. То же самое с Россией, являющейся мощным экономическим партнером, который также закрывает свои рынки. ЕврАзЭС пока что больше проект, поэтому есть возможность жесткой позиции в формировании этого клуба для отстаивания наших интересов, и незачем отказываться от этого. Россия заинтересована в нашем участии, поэтому можно выдвигать свои требования, но это должны быть не требования отдельных олигархо-бюрократических групп, а действительно национальные интересы.
Вообще, вопрос давно ставится глубже. Традиции восточных буддизма и даосизма, западного Просвещения и русской мысли ХIХ- ХХ вв., в формировании которой Украина принимала непосредственное участие, исламский фундаментализм и ноосфера украинца Вернадского сходятся к ОБЩЕМУ КОНТЕКСТУ — объединение Веры, Умения и Понимания, преодоление раскола мира, постижения Целостного. Об этом замечательно сказал Виталий Межжерин («День», №143 от 9.08.2002). Именно здесь надо искать вышеупомянутый общий контекст, а не в геополитике, наподобие «кто лучше всех устро ится за счет других». Сейчас бытует абсолютно порочная мысль, что цивилизация — это исключительно Запад, а остальной мир — это абсолютный хаос и невежество. Известный русский культуролог Л. Ионин одним из достижений западной культуры Просвещения считает осознание того, что западная культура не является универсальной и единой, что существует много автономных, суверенных культур. Если в последнее время Запад это забыл, то это определенная деградация Запада, и не более того. Именно здесь некоторые причины западно- исламского противостояния, которое намного глубже и страшнее, чем даже считается. Но вернемся к началу: о чем свидетельствует наше постоянное нытье, заламывание рук и тому подобное? С одной стороны, европейский скептически-расколотый психотип, а с другой — славянский с его поиском Абсолюта и Царства Нездешнего. Отличие только в том, что европеец раскол мира воспринимает по-мещански спокойно, компенсируя его жаждой престижа, денег и маскультовой деградации, а у нас, кроме этих факторов, еще и сугубо славянский шум и вечные поиски правды, что, кстати, не так уже и плохо. И здесь мы опять выходим на общий контекст. Выдающиеся психоаналитики XX в., среди которых Карен Хорни, Гарри Салливен и Эрих Фромм, пришли к гениальной мысли, что современная земная цивилизация тотально больна неврозом. Причиной невроза считается тревога, которая возникает еще у ребенка при столкновении с враждебным миром, прогрессирует у взрослого от невозможности достичь гармонии с социумом, который приводит к одиночеству, оторванности, отчуждению, причинами которых является именно общество. Ни один социум, то ли западный, то ли восточный, не развивает потенциал личности и социума вообще, а только манипулирует ими, не давая развиваться способностям. Отсюда весь этот шум, скуление и жалобы об «утраченном счастье». Переживание такой драматургии может привести либо к дальнейшему углублению болезни, либо к выздоровлению. Хотелось бы, чтобы было второе.
Выпуск газеты №:
№149, (2002)Section
Почта «Дня»